У мобилизованных бизнесменов будет всего неделя, чтобы решить вопрос, что делать со своим бизнесом

| статьи | печать

В целях соблюдения действующих норм Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон № 76-ФЗ) мобилизованные граждане, зарегистрированные ранее в качестве ИП, а также являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, должны прекратить предпринимательскую деятельность или участие в юридическом лице. Как это сделать, если в военкомат нужно явиться через два дня после получения повестки? Чтобы решить данную проблему, депутаты предложили внести изменения в Федеральный закон от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее — Закон № 31-ФЗ), которые урегулируют организационные вопросы, связанные с дальнейшим осуществлением такими лицами предпринимательской деятельности, в том числе через доверенных лиц. Соответствующий законопроект был внесен ими на рассмотрение Госдумы 12 октября, а уже 18-го он был принят в третьем чтении. Для того чтобы понять, насколько предложенный законодателем механизм позволит сохранить предпринимательскую активность, «ЭЖ-Юрист» обратился к практикующим юристам с просьбой оценить новеллу.

Комментарий эксперта

В сентябре 2022 г. в Российской Федерации была объявлена частичная мобилизация граждан, находящихся в запасе.

В связи с ней при применении законодательства обнаружилась сложность. А именно в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в РФ» граждане, призванные на военную службу по мобилизации, приобретают статус военнослужащего. В то же время согласно Закону № 76-ФЗ для военнослужащих установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности лично или через доверенных лиц, в том числе на участие в управлении коммерческими организациями. Таким образом, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или управляющие коммерческими компаниями, вынуждены совершать экстренные регистрационные действия по прекращению своих статусов.

Практика мобилизации показывает, что выданные повестки достаточно часто содержат требование явиться в военкомат в кратчайшие сроки (бывает, что и в день вручения). Вследствие этого мобилизуемые граждане — предприниматели не успевают оформить все необходимые документы для передачи прав или полномочий на управление своим бизнесом.

Это приводит к возникновению рисков прекращения деятельности коммерческих организаций, что впоследствии может ухудшить экономическую ситуацию.

Возникшей проблемой занялись законодатели, 12.10.2022 в Госдуму был внесен законопроект № 210928-8 с поправками в Закон № 31-ФЗ. Он предполагает изменить ситуацию при помощи введения новой статьи в Закон № 31-ФЗ — ст. 21.1 «Особенности, связанные с призывом на военную службу по мобилизации отдельных категорий граждан и ее прохождением указанными категориями граждан». Данная статья касается призываемых на военную службу по мобилизации:

  • индивидуальных предпринимателей;

  • учредителей (участников) организаций, а также осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа.

Пункт 1 статьи предоставляет пять рабочих дней призываемым на военную службу субъектам предпринимательской деятельности для решения организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе через доверенных лиц. При этом правительству дано право установить особенности, касающиеся решения указанных вопросов.

Предоставляемый мобилизованным предпринимателям срок является первым (и совсем небольшим) шагом на пути минимизации риска по ухудшению экономической ситуации в России и преследует цель урегулирования текущей практики мобилизации граждан в кратчайшие сроки.

Пункт 2 новой статьи предусматривает для субъектов предпринимательской деятельности снятие запретов, касающихся ведения предпринимательской деятельности, установленных Законом № 76-ФЗ. Данный пункт прямо преследует цель исключить наступление неблагоприятных правовых последствий для мобилизованных граждан.

Пункт 3 новой статьи предоставляет субъектам предпринимательской деятельности, уже призванным на военную службу, право на принятие решения об осуществлении предпринимательской деятельности через доверенных лиц в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Отметим, что п. 3 распространяется на ситуации, когда субъект предпринимательской деятельности уже мобилизован, то есть находится в регулярных соединениях ВС РФ. Кроме того, п. 2 и 3 ст. 21.1 Закона № 31-ФЗ будут распространяться на вышеуказанных лиц, призванных на военную службу по мобилизации с 21.09.2022.

В рассмотренных выше пунктах предполагается передача субъектом предпринимательской деятельности своих прав и полномочий «доверенному лицу», при этом гражданскому законодательству неизвестна подобная фигура. Нам представляется, что под доверенным лицом подразумевается не юридическая категория, но психологическая, то есть доверенным лицом является то лицо, которому доверяет мобилизуемый/мобилизованный субъект предпринимательского права, что будет выражаться в использовании известных правовых инструментов.

Так, согласно действующему законодательству предоставление доверенному лицу полномочий и прав возможно осуществить при помощи:

  • выдачи доверенности;

  • назначения доверительного управляющего;

  • отчуждения корпоративных прав в целях их управления.

Рассмотрим каждый способ по отдельности.

Мобилизуемое лицо имеет право выдать одному или нескольким дееспособным лицам доверенность для представления своих интересов, посредством поверенного, перед третьими лицами.

В доверенности в обязательном порядке должно быть определено полномочие, которым будет наделен поверенный, в частности если мобилизуют лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа и учредителя организации, то в таком случае ему необходимо составить две доверенности. Первая доверенность должна быть от имени юридического лица на представление его интересов перед третьими лицами, а вторая должна быть непосредственно от имени самого мобилизуемого, во второй доверенности должно быть указано, какими правами наделяется поверенный в части реализации корпоративных прав.

Отметим, что к нотариально удостоверенным доверенностям законом приравниваются доверенности военнослужащих, удостоверенные командиром части, соединения, учреждения или заведения, в которых мобилизованный проходит службу.

При этом доверенность по общему правилу выдается на год.

По нашему мнению, доверенность является ненадежным способом передачи прав и полномочий по той причине, что в случае смерти мобилизованного она прекращается.

Доверительное управление представляется более надежным способом управления, однако оно имеет недостатки, аналогичные с выдачей доверенности.

Мобилизуемое лицо может заключить договор доверительного управления по общему правилу с другим субъектом предпринимательской деятельности на срок не более пяти лет.

При заключении договора доверительного управления доверительный управляющий не получает право собственности на передаваемое в управление имущество. Однако договор доверительного управления является более надежным способом управления, чем доверенность, по той причине, что доверительный управляющий наделяется всей полнотой власти в отношении переданного ему имущественного комплекса и за свои неправомерные действия несет ответственность перед учредителем управления. Однако договор доверительного управления, так же как и доверенность, прекращается со смертью доверившегося лица.

Также достаточно надежным способом передачи прав и полномочий является отчуждение правообладателем (фидуциантом) своих прав доверенному лицу (фидуциару) с обязательством в последующем вернуть право отчуждателю при наступлении определенных условий или по истечении срока. В современном гражданском законодательстве России данный институт прямо не упомянут, однако он не противоречит закону.

Данная конструкция обладает рядом плюсов: широкие возможности для управления другим лицом, обеспечение конфиденциальности.

Однако есть и недостаток. Доверенное лицо становится полноценным правообладателем, а потому оно может распорядиться полученным правом дальше: произвести его отчуждение или обременить в пользу третьего лица. Поэтому положение фидуцианта является достаточно шатким — ему доступны лишь обязательственные способы защиты.

Комментарий эксперта

18.10.2022 в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», которые призваны обеспечить стабильность экономики и непрерывную работу бизнеса в условиях мобилизации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Без сомнений, в условиях объявленной мобилизации защита экономики и поддержка бизнес-климата становится одним из приоритетов. Однако в рамках действующего регулирования, когда военнослужащие, согласно букве закона, не могут заниматься предпринимательской деятельностью, этих целей было бы невозможно достичь. И с этой точки зрения изменения в законодательстве можно и нужно поддержать. После подписания закона президентом он в какой-то мере обеспечит экономическую стабильность и непрерывность бизнес-процессов.

С другой стороны, поправки вызывают ряд вопросов и сомнений.

Во-первых, срок, который предоставлен предпринимателям для «передачи дел». Он составляет всего пять рабочих дней. Бесспорно, этого времени, возможно, хватит, чтобы выдать генеральную доверенность на представителя. Но будет ли этих дней достаточно для того, чтобы найти реальную и квалифицированную «управленческую замену» мобилизованному предпринимателю? Ответ, на наш взгляд, не так очевиден.

Поправки затрагивают главным образом малый бизнес — индивидуальных предпринимателей и компании, в которых единственный участник является генеральным директором. На практике в абсолютном большинстве они действуют и ведут бизнес «в одиночку». Поэтому существуют вполне обоснованные сомнения в том, что бизнес мобилизованного предпринимателя после его передачи для управления доверенному лицу не понесет урона и будет развиваться хотя бы так же, как и при его собственнике.

Во-вторых, передача бизнеса доверенному лицу — это не единственный способ решения вопросов, связанных с осуществлением мобилизованным гражданином предпринимательской деятельности. Не исключено, что кто-то из мобилизованных предпринимателей вообще захочет продать свой бизнес. И в этом случае пяти рабочих дней может быть явно недостаточно для урегулирования всех сложностей, возникающих в этой связи.

В-третьих, срок для решения всех вопросов по дальнейшему осуществлению мобилизованным гражданином предпринимательской деятельности установлен как пять рабочих дней. Даже если учесть выходные, то все равно в большинстве случаев успеть что-либо сделать в столь короткий срок проблематично (даже выдать нотариальную доверенность).

Таким образом, принятый Госдумой закон вызывает двойственную оценку. Бесспорно, с одной стороны, он преследует очень важную цель: защиту экономики и предпринимательства, и в определенной мере она достигается. Но, с другой стороны, в рамках предложенного законодателем механизма вызывает сомнения то, что мобилизованный предприниматель сможет полноценно сохранить свой бизнес и обеспечить его качественное функционирование в период своего отсутствия.