Применение повышающего коэффициента к дорогим авто: в спорах поставлена точка

| статьи | печать

Налоговики взяли на вооружение правовую позицию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, изложенную в Определении от 26.08.2022 № 305-ЭС22-8615, о применении повышающего коэффициента по транспортному налогу к дорогим авто, модели которых прямо не указаны в соответствующем перечне (письмо ФНС России от 19.09.2022 № БС-4-21/12419@).

Пунктом 2 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что в отношении дорогих авто исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента. До 2022 г. дорогими считались автомобили стоимостью от 3 млн руб. С 2022 г. таковыми стали автомобили стоимостью от 10 млн руб. (п. 2 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ).

Перечень дорогих авто ежегодно размещается не позднее 31 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга (далее — Перечень). В нем приводятся конкретные модели автомобилей. Однако одинаковые модели автомобилей могут различаться по комплектации. И комплектация, имеющаяся у компании, может быть прямо не указана в Перечне, но совпадать по своим базовым характеристикам с одной из моделей, имеющихся в Перечне. В таких случаях между налоговиками и компаниями нередко возникают споры по поводу необходимости применения повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога.

Как складывалась судебная практика

У судов единого мнения по рассматриваемому вопросу не было. Одни суды считали, что, даже если модель автомобиля прямо не названа в Перечне, но в нем присутствует аналогичная модель в другой комплектации, транспортный налог по автомобилю нужно исчислять с применением повышающего коэффициента. Примером является постановление АС Московского округа от 19.05.2021 № Ф05-9593/2021 по делу № А41-38807/2020. В нем рассматривалась ситуация с налогообложением автомобиля Mercedes-Benz S 500 4MATIC. Суд указал, что поскольку в Перечне есть позиция Mercedes-Benz S 500, повышающий коэффициент нужно применять ко всем аналогичным моделям, в том числе и к модели Mercedes-Benz S 500 4MATIC. Еще один пример — постановление АС Северо-Западного округа от 25.07.2017 № Ф07-6217/2017 по делу № А13-8286/2016. Суд признал, что по автомобилю Mercedes-Benz ML 350 Bluetec 4MATIC транспортный налог нужно исчислять с учетом повышающего коэффициента, поскольку в Перечне есть позиция Mercedes-Benz ML 350.

Другие суды занимали противоположную позицию. Так, в постановлении от 23.04.2019 по делу № А65-23739/2018 АС Поволжского округа признал неправомерным исчисление транспортного налога с повышающим коэффициентом по автомобилю Mercedes-Benz GLE 400 4MATIC, поскольку в Перечне назван Mercedes-Benz GLE 400 4MATIC OC. Суд указал, что Перечень является исчерпывающим и транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента только в отношении тех легковых автомобилей, которые указаны в Перечне. Автомобиль марки Mercedes-Benz GLE 400 4MATIC отсутствует в Перечне. При таких обстоятельствах применение налоговым органом повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога в отношении спорного автомобиля не соответствует требованиям НК РФ.

Аналогичный подход продемонстрировал и АС Московского округа в постановлении от 14.02.2022 № Ф05-35934/2021 по делу № А40-40762/2021. Именно это дело было передано на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ.

Позиция Верховного суда

Судебная коллегия рассмотрела ситуацию, когда компания исчисляла транспортный налог без повышающего коэффициента по дорогостоящим автомобилям, так как в Перечне они прямо не названы.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налоговиков, которые считали, что нужно было применять повышающий коэффициент, поскольку автомобили компании соответствуют позициям, указанным в Перечне, хотя и прямо в нем не поименованы.

Кассационный суд признал этот вывод ошибочным и не соответствующим правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 28.11.2017 № 34-П. Согласно ей законы о налогах должны быть конкретными и понятными, неопределенность же норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога или сбора. Неопределенность налоговых норм может приводить как к нарушению прав налогоплательщиков, так и к уклонению от исполнения конституционной обязанности по уплате налога.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ постановление кассационного суда отменила и оставила в силе решения судов первой и апелляционной инстанций. Она указала, что применение повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога поставлено в зависимость исключительно от двух критериев: средней стоимости транспортного средства и года выпуска. И отсутствие в Перечне детализированного описания соответствующей марки и модели автомобиля либо автомобиля более дорогостоящей комплектации не освобождает налогоплательщика от применения повышающего коэффициента при соответствии транспортного средства обязательным критериям, установленным НК РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что принадлежащие компании автомобили по стоимости и году выпуска соответствуют требованиям ст. 362 НК РФ для включения в налоговую базу при исчислении налога с применением повышающих коэффициентов. Марки и модели спорных транспортных средств также соответствуют маркам и моделям, указанным в Перечне. В свою очередь, дополнительные опции в комплектации принадлежащих компании транспортных средств не изменили базовые характеристики автомобилей, учитываемые федеральным исполнительным органом власти при формировании Перечня. В частности, согласно официальному сайту импортера автомобилей марки Toyota, комплектации Elegance и Excalibur являются более дорогостоящими, чем комплектация Comfort, указанная в Перечне, в связи с чем налоговый орган обоснованно применил к спорным автомобилям Toyota Land Cruiser 200 Elegance и Toyota Land Cruiser 200 Excalibur (8D) повышающий коэффициент.

Отметим, что после выхода вышеуказанного определения Верховного суда РФ спорить с налоговиками становится бессмысленно. Ведь суды обязаны при принятии решений руководствоваться правовыми позициями Верховного суда РФ. Поэтому, если конкретная модель дорогостоящего автомобиля прямо не указана в Перечне, но в нем есть модель с аналогичными характеристиками в другой комплектации, при исчислении транспортного налога нужно применять повышающий коэффициент.