Введен особый порядок для сделок с долями ООО между резидентами и лицами из недружественных стран

| статьи | печать

8 сентября вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами» (далее — Указ), которым существенно расширен перечень «антисанкционных» мер. Мы попросили оценить новеллы Указа практикующих юристов.

Комментарий эксперта

Наиболее важным изменением, которое внесено Указом в «антисанкционное» законодательство, является установление особого порядка осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (далее — ООО). Теперь осуществление таких сделок возможно только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией.

На кого распространяется действие Указа

Данное правило распространяется на сделки между:

  • российскими резидентами и лицами из недружественных государств;

  • российскими резидентами и лицами, находящимися под контролем лиц из недружественных государств;

  • лицами из недружественных государств;

  • лицами из дружественных государств и лицами из недружественных государств.

Таким образом, в настоящий момент сделки с долями в уставных капиталах ООО могут осуществляться без получения разрешений Правительственной комиссии:

  • между российскими резидентами;

  • между лицами из дружественных государств;

  • между российскими резидентами и лицами из дружественных государств.

При этом лицами из недружественных государств не признаются лица:

  • конечными бенефициарами которых являются РФ, российские физические или юридические лица (при условии раскрытия информации о контроле над этими лицами налоговым органам);

  • находящиеся под контролем юридических лиц или физических лиц, личным законом которых является право дружественных государств, если такой контроль установлен до 01.03.2022;

  • находящиеся под контролем дружественных государств, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022.

Исключения в отношении некоторых сделок

Указом также предусмотрен ряд исключений, а именно порядок, установленный Указом, не распространяется на:

  • сделки с долями в уставных капиталах ООО — кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;

  • сделки, осуществляемые в соответствии с указами Президента РФ № 416 и № 520 (топливно-энергетическая и финансовая сферы).

Дополнительные условия применения особого порядка

Из формулировок Указа в его совокупном толковании с положениями Указа Президента РФ от 04.05.2022 № 254 и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у лиц из дружественных государств в некоторых случаях есть небольшое преимущество перед российскими резидентами, имеющими двойное гражданство (гражданство РФ и гражданство дружественного государства).

Формально для российских валютных резидентов, не являю­щихся налоговыми резидентами РФ, не предусмотрен механизм раскрытия информации о контроле над иностранной организацией, которая, например, будет пытаться продать доли.

При этом такие резиденты не смогут сослаться на то обстоятельство, что их личным законом является право дружественного государства (в силу второго гражданства), так как в силу ст. 1195 Гражданского кодекса РФ личным законом такого лица является право Российской Федерации.

Соответственно, иностранная компания из недружественного государства, контролируемая такими российскими резидентами, не сможет без разрешения Правительственной комиссии совершать сделки с долями в российских ООО.

В то же время иностранная компания, контролируемая физическим лицом из дружественного государства (того же, в котором в вышеупомянутом примере имеет второе гражданство российский резидент), при соблюдении условия о дате контроля распорядиться своими долями в российских ООО сможет.

Особенности исполнения обязательств

Помимо указанных выше изменений Указ предусматривает особый порядок исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженного в иностранной валюте, заключенным между кредитными организациями, подпавшими под санкции, и клиентами указанных организаций, являющимися юридическими лицами — резидентами.

Такие обязательства будут считаться исполненными надлежащим образом, если эти обязательства исполнены в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость) и рассчитанной по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на день исполнения обязательств.

Иные изменения

Также Указом предусмотрены некоторые послабления в части предоставления отчетности лицам из недружественных государств российскими юридическими лицами, являющимся пользователями участков недр, которые расположены на территории Российской Федерации, и включенным в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

В настоящий момент юридическое сообщество ждет, когда Правительство Российской Федерации утвердит порядок выдачи Правительственной комиссией разрешений на осуществление сделок с долями ООО, подпавшими под ограничения, описанные выше.

Комментарий эксперта

Ключевые положения Указа, на наш взгляд, следующие:

1. Указ запрещает лицам из недружественных государств1 и российским резидентам (а также лицам, которые не относятся к недружественным государствам) заключать сделки по распоряжению долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций), а также определять условия управления такими обществами с ограниченной ответственностью или условия осуществления ими предпринимательской деятельности.

2. При этом описанные выше сделки могут совершаться, если Правительственная комиссия выдаст соответствующее разрешение.

3. Попавшие под санкции банки смогут возвращать клиентам-резидентам валютные вклады в рублях — такое исполнение будет считаться надлежащим.

4. Общества с ограниченной ответственностью, которые принадлежат стратегическим предприятиям — пользователям участков недр, расположенных на территории Российской Федерации, вправе не предоставлять информацию о своей деятельности участникам из недружественных государств.

Указ президента является продолжением государственной политики в сфере стабилизации экономики. После 24 февраля Россия столкнулась с чередой уходов с рынка крупных западных компаний. В такой ситуации временное ограничение возможности распоряжаться долями в ООО кажется вполне логичным.

В отличие от ранее вышедшего Указа Президента РФ от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», который касался ограничений распоряжений акциями (долями) в компаниях ТЭК и финансовых компаниях, анализируемый Указ не касается акционерных компаний. Строго говоря, это означает, что под ограничения Указа сделки с акциями с участием иностранных лиц не подпадают.

Предлагаемое решение выглядит гораздо более осторожным, чем альтернативное — изъятие в государственную собственность или назначение временной администрации и проведение процедуры «квазибанкротства». Временное ограничение отчуждения долей позволит не допустить ухода с рынка крупных западных компаний, но при этом позволит сохранить возможность возврата к нормальному положению дел после стабилизации геополитической обстановки. Такое ограничение кажется наилучшим решением в сложившейся ситуации. Правда, необходимо отметить, что сохранить стимул к ведению бизнеса будет значительно сложнее.

Вызывает, однако, вопросы то, что Указ распространяется на все компании, а не только на стратегически важные. При этом очень часто компании, принадлежащие иностранным бенефициарам, не оказывают серьезного влияния на российский рынок, и поэтому их уход не причинит серьезного вреда российской экономике. Однако за счет наличия возможности получить согласие Правительственной комиссии на подобную сделку чрезмерно широкое действие Указа формально несколько смягчается.

Не менее важным является и положение, допускающее возврат валютных вкладов в рублях. Это решение давно назрело, поскольку прежнее регулирование ставило в тупик подсанкционные банки — из-за санкций они не могли вернуть валютные вклады своим клиентам. Возникающая временная невозможность исполнения фактически предоставляла банкам отсрочку. Их нельзя было привлечь к ответственности за несвоевременный возврат вкладов (ведь они находились под санкциями), а понудить к возврату вкладов тоже не получилось бы — банк физически не мог исполнить взятые на себя обязательства.

Поэтому подход, который применяет Указ, позволяет разрешить эту тупиковую ситуацию. Принудительная конвертация вкладов наконец предоставляет банкам механизм, который позволяет исполнить им обязательство по возврату вкладов.

По сути, Указ предоставляет банкам возможность в одностороннем порядке изменить условия договора банковского вклада. Понятно, что с точки зрения вкладчика такое решение может вызывать вопросы — фактически его принудили принять исполнение, о котором он не договаривался. Однако с точки зрения баланса интересов, видимо, решение следует признать верным — право должно бороться с любыми состояниями вечной подвешенности.

Если резюмировать, то подходы, которые закрепляет Указ, в целом следует признать наиболее удачным решением в сложившейся ситуации из возможных.


1 Сейчас в перечне недружественных государств 22 страны, а также все страны Европейского союза.