Правительство определило дополнительные требования к исполнителям офсетных контрактов

| статьи | печать

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2022 № 1391 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571» (далее — Постановление № 1391) были внесены изменения в порядок осуществления закупок, по результатам которых заключаются контракты со встречными инвестиционными обязательствами (далее — офсетный контракт), в части требований, предъявляемых к участникам таких закупок, в том числе в отношении наличия у участника закупки необходимого опыта. В материале остановимся более подробно на изменениях, связанных с установлением специальных требований к исполнителям офсетных контрактов, а также к перечню документов, подтверждающих соответствие этим требованиям.

Участник закупки на право заключения офсетного контракта должен соответствовать как минимум одному из требований, установленных в Постановлении № 1391, в частности о наличии у него успешного опыта исполнения госконтракта или договора, заключенного с отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Для подтверждения соответствия данному требованию участник закупки предоставляет исполненный договор и акт приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг по соответствующему исполненному договору с учетом требований Постановления № 1391.

Важно отметить, что какая-либо детализация в отношении содержания (условий) исполненного договора, которым участник закупки может подтвердить наличие необходимого опыта, в Постановлении № 1391 отсутствует, что, с одной стороны, означает отсутствие каких-либо установленных ограничений (четких требований) в этой части, а с другой стороны, дает возможность, причем обеим сторонам, более гибко подходить к оценке приемлемости или неприемлемости того или иного договора для подтверждения опыта, что создает некоторые риски с точки зрения результата конкурентной процедуры для участника закупки, а также риски антимонопольного характера — для заказчика.

В отсутствие опыта участник закупки может подтвердить соответствие путем представления информации о сумме своей выручки за последние пять лет в объеме не менее 10 процентов от начальной (максимальной) цены предполагаемого к заключению офсетного контракта либо, в качестве третьей опции, — информации об объеме завершенных капитальных вложений (вложений в основные средства) за последние пять лет в объеме также не менее 10 процентов от минимального объема инвестиций, подлежащих осуществлению в случае заключения офсетного контракта.

В качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки второму требованию (по сумме выручки), предусмотрены налоговая декларация по налогу на прибыль или годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, содержащая соответствующую информацию о размере выручки. В качестве документа, подтверждающего объем капитальных вложений, предусмотрена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. В основной части Постановления № 1391 конкретизируется (поясняется) содержание суммы выручки и объема завершенных капитальных вложений.

Механизм офсетных контрактов является одним из наиболее перспективных механизмов привлечения частных инвестиций в производственную инфраструктуру (наряду с механизмами соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений и пр.). Ключевой особенностью такой инвестиционной модели является возможность реализации инвестиционного проекта на основе долгосрочного контракта сроком до 10 лет, в соответствии с которым инвестор принимает обязательства по созданию в субъекте Российской Федерации новых производств, а публичный заказчик — обязательства по обеспечению долгосрочного гарантированного объема закупок производимой на данном объекте продукции.

В целом в имеющихся обстоятельствах и в условиях недавнего упрощения основных требований к структуре офсетных контрактов (так называемый «офсетный контракт 2.0») данный инструмент, наряду с другими, указанными выше механизмами, может стать определенным драйвером развития производственной инфраструктуры в субъектах РФ.