Санкции и телеком: чего не стоит бояться бизнесу

| статьи | печать

В 2022 году введенные против России санкции привели к росту рисков на рынке телекоммуникаций, изменению логистических маршрутов и оперативной переориентации на альтернативных поставщиков. По оценке экспертов, имеющихся в стране ресурсов оборудования хватит предположительно на полгода, и в текущих условиях операторы будут их использовать для поддержания стабильной работы сетей, а не для их расширения. Насколько критична ситуация в телекоме и справедливы ли эти прогнозы рассказывает Артем Чепрак, генеральный директор АО «Информтехника и Связь».

По прогнозу аналитиков Промсвязьбанка, к концу текущего года объемы телекома (одного из важнейших сегментов всего российского IT-рынка) сократятся до 2,07 трлн рублей, что на 2,8% ниже значений 2021 года. Причина таких результатов – 30%-ная просадка одного из его компонентов – телекоммуникационного оборудования (ТКО), который занимает 1/3 всего сегмента телекоммуникаций (оставшиеся делят между собой ПО и услуги). При этом сегмент услуг связи к концу года может прибавить 10,6% благодаря регулярному росту тарифов.

Последствия санкций

Нельзя сказать, что телеком столкнулся с какими-то особенными проблемами, характерными только для этой сферы деятельности. Основной проблемой потребителей ТКО и соответствующего программного оборудования стали ограничения поставок или полный уход западных вендоров с российского рынка. На данный момент нет четкого понимания, как и когда разрешится эта ситуация, в связи с чем многие проекты по модернизации телекоммуникационных систем связи поставлены на паузу, а по развертыванию новых систем – отложены. В условиях непростой экономической ситуации компании, не готовые рисковать, рассматривают различные варианты своих дальнейших действий: смена поставщиков, параллельный импорт, импортозамещение. Если говорить об операторах связи, то у них в поле сильной неопределенности попал вопрос развёртывания сетей связи 5G.

Дефицит оборудования и ПО на рынке

Дефицит на рынке уже ощущается, при этом не такой острый, как ожидалось, но крупных международных вендоров, чьи решения использовались в России десятилетиями, трудно заменить в один момент. Тем не менее, не все так плохо: разрешение на параллельный импорт частично упрощает решение проблем. Пока не все гладко с выстраиванием новых логистических цепочек, увеличена стоимость оборудования и технологий, но варианты у отрасли есть. Например, заместить импортные решения продукцией отечественных производителей, которые усилили свои позиции на российском рынке. В целом, ситуация, конечно, сложилась не самая простая, но уж точно не критическая и с хорошей перспективой для отечественного бизнеса.

Уровень импортозамещения

Прямо сейчас заменить все импортные продукты отечественными не получится. Россия уже более 10 лет идет по пути импортозамещения, но даже в госзакупках не планировалось, что в ближайшей перспективе доля отечественного оборудования должна будет превышать 50%. Но теперь, как это часто бывает в нашей истории, все резко изменилось, и этот вопрос нужно форсировать. Рано или поздно это будет сделано. Наша компания активно участвует в процессе импортозамещения. На смену ушедшим Cisco и Motorola мы предлагаем свои уже готовые решения. Наша линейка телекоммуникационного оборудования включает в себя: устройства IP телефонии, радиосвязи, корпоративный мессенджер, систему видеоконференцсвязи. Все аппаратные решения входят в реестр ТОРП, все программные – в реестре ПО Минцифры РФ.

Тем не менее, нужно понимать, что сегодня отечественные компании не всегда и не во всем могут заменить западных вендоров. И часто это не вопрос каких-то функциональных характеристик – поддержки определенной скорости передачи данных или каких-то протоколов. Это решаемые вопросы, но это только часть работы вендора, в его зону ответственности также входят поддержка, обновление, обслуживание - все то, что включает в себя понятие сервис. И, надо признаться, российским компаниям еще есть, над чем работать. Но в целом, у нас нет выбора, кроме как пройти этот путь и закрыть вопрос импортозамещения уже окончательно.

Тормозит процесс распространенный в России миф о непреодолимой технологической отсталости российских производителей телекоммуникационного оборудования. Ситуация давно поменялась, и скоро это предубеждение будет опровергнуто. Политика импортозамещения проводится в РФ уже много лет, доля отечественных решений в госорганах и в компаниях с госучастием уже составляет около 10-20%. И все функционирует.

Среди представителей бизнеса нередко принято ругать и критиковать власти, но уж точно не за плохую работу ее информационных систем. На самом деле, использование отечественного ТКО имеет ряд заметных преимуществ. Из очевидного – все общение и техническая поддержка ведется на русском языке. Вся документация не переводная, а изначально написана на родном языке. Ну и, кроме того, российские производители проявляют большую гибкость в работе с заказчиками и могут создавать решения по их требованиям, вносить корректировки в свои продукты. Добиться такого внимания и подхода от иностранного вендора практически нереально.

Прогнозы по отрасли

На сегодняшний день российский рынок телеком-оборудования зависим от импорта. Доля иностранных компаний, присутствующих в разных отраслях, достигает 93%. При этом даже собираемые на территории нашей страны информационно-коммуникационные системы (в том числе, обеспечивающие информационную безопасность) почти целиком создаются на зарубежной электронной компонентной базе. К 2025 году перед российскими производителями телекоммуникационного оборудования поставлена задача занять 30% рынка.

По нашим данным сегодня российские производители уже могут заместить до 80% импортных решений. Есть категории устройств, например, магистральные системы маршрутизации, где позиции российских производителей слабы, значит, в этом направлении надо работать. В сегменте программного обеспечения у российских разработчиков хорошая репутация, и отечественным ПО можно заменить практически все. Но этот результат не появился случайно – это долгие годы упорного труда российских разработчиков.

Ситуация с электронной компонентной базой, например, также не безоблачная, но в то же время не столь острая, как с полностью готовыми аппаратными устройствами. Это потому, что заменить блок питания куда проще, чем целый сервер иностранного вендора. Не говоря уже о каких-нибудь конденсаторах. Выбор есть. Конечно, есть и узкие места, касающиеся высокопроизводительных чипов. Российские разработчики знают, где у них есть уязвимые места и прилагают все усилия, чтобы их защитить.

Конечно, в области аппаратного обеспечения ситуация сложная, но не значит, что она непреодолима. Сейчас у российских производителей объективно максимум 15% (а может, и 12%) рынка, так как пока недостаточно производственных мощностей, чтобы выдать столько оборудования, сколько нужно рынку. И также понятно, что увеличение производства в несколько раз – это нелинейная задача. Нельзя просто так взять и масштабировать, кратно умножив количество рабочих мест на производствах. Все куда сложнее, но все решаемо. Например, в планах нашей компании закончить 2022 год с увеличением оборота по UC на 100%. Думаю, что и у других игроков рынка аналогичные планы. На этом фоне цифра в 30% рынка к 2025 году совсем не кажется недостижимой – это задача, которая по силам отечественным производителям.