Расходы на госпрограммы: где подтянем, где подложим

| статьи | печать

Государственные программы, по предварительной оценке Минфина, можно сократить в ближайшие три года на сумму порядка 1,6 трлн руб. Больше всего предполагается снизить расходы на «Развитие транспортной системы» (390 млрд руб.), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд) и «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд). Между тем Счетная палата отметила в ходе своей проверки высокий уровень качества формирования транспортной программы и весьма приличный уровень ее реализации.

Размер средств, предусмотренных на воплощение в жизнь государственных программ, в 2023—2025 гг. можно сократить, по прикидкам финансового ведомства, на 1,6 трлн руб. Затраты бюджета, которые запланированы на их реализацию, можно ужать на 557 млрд руб. в следующем году, на 539 млрд руб. в 2024 г. и на 534 млрд руб. в конце трехлетнего периода.

Понижение бюджетных расходов на «Развитие транспортной системы», по словам аналитика высшей школы управления финансами Валерия Корнейчука, можно объяснить необходимостью корректировки государственных затрат из-за последствий западных санкций для отечественной экономики. Изменение логистики, связанное с введением внешних ограничений, в свою очередь, требует пересмотра и расходов бюджета.

Однако результаты проверки хода выполнения этой программы, представленные Счетной палатой (СП), показывают высокий уровень качества формирования и средний уровень ее реализации.

«Из семи показателей, характеризующих выполнение целей Государственной программы РФ „Развитие транспортной системы“, за 2021 г. не достигнуто значение только по одному параметру. Из 126 показателей структурных элементов ГП-24 в разрезе федеральных и ведомственных проектов, а также ведомственных целевых программ и основных мероприятий, запланированных к выполнению в 2021 г., не выполнены 15 показателей (11,9%), — пишут аудиторы СП. — Из 234 контрольных точек было выполнено 225 (96,2%), в том числе без нарушения срока — 191 контрольная точка, или 81,6%. При этом не достигнуты результаты лишь по девяти контрольным точкам (3,8%)».

Да и здравый смысл подсказывает, что вынужденные (из-за санкций) изменения в логистике российских компаний скорее потребуют дополнительных затрат на новые транспортные схемы.

Уменьшение расходов на «Научно-технологическое развитие» вызвано стремлением к разработкам, имеющим практическое значение и способным обеспечить технологический приоритет России уже в ближайшие годы. Это создает условия не для отмены части долгосрочных задач, а для их переноса на более поздний период.

Сокращение затрат на программу «Обеспечение обороноспособности страны» больше похоже на оптимизацию, поскольку снижение затрат по одним статьям сопровождается их увеличением по другим направлениям. В частности, речь идет о повышении бюджетных трат на денежные выплаты военнослужащим, принимавшим участие в специальной военной операции.

Более того, держава не забудет в трудную годину и простых граждан. Высвободившиеся в результате сокращения расходов деньги в первую очередь будут направлены на индексацию социальных обязательств и социальную поддержку россиян.

Похожая оптимизация бюджетных расходов уже проводилась финансовым ведомством во время пандемии в 2020 г., когда на фоне атаки коронавируса было необходимо сделать перераспределение затрат бюджета и найти дополнительные средства для поддержки российской экономики.

Тогда принятые для оптимизации меры оказались успешными, поэтому Минфин будет использовать накопленный в период эпидемии COVID-19 опыт для преодоления нового кризиса.