Механизмы соблюдения интеллектуальных прав на маркетплейсе

| статьи | печать

Сегодня подавляющее число повседневных покупок совершается в интернете, в том числе на маркетплейсах. Отличие маркетплейсов от обычных интернет-магазинов заключается в том, что на маркетплейсах представлены товары различных продавцов и брендов. Одним из крупнейших маркетплейсов в России является Ozon. Площадка предоставляет селлерам (продавцам) различных товаров современные инструменты для продвижения и поиска постоянных клиентов. В то же время, предоставляя доступ к миллионам различных товаров, Ozon повышает качество жизни покупателей со всех регионов России и ближнего зарубежья. На этом примере рассмотрим работу маркетплейсов и селлеров.

Зачастую на маркетплейсе сталкиваются разнополярные интересы покупателей и продавцов, правообладателей и селлеров. Поэтому одной из важнейших задач, которая стоит перед маркетплейсом, является соблюдение баланса между всеми пользователями площадки. Исходя из этой задачи, строятся внутренние процессы и принципы работы Ozon.

Этот принцип применим и к сфере интеллектуальной собственности. Маркетплейс, с одной стороны, создает комфортные условия работы селлеров на площадке, заботится о том, чтобы на них не накладывались необоснованные ограничения, мешающие заниматься бизнесом, с другой стороны, не менее важная задача — соблюсти интересы правообладателей и конечных потребителей и не допустить продажу на маркетплейсе контрафакта. Соблюдение этого баланса — непростая задача, которая требует постоянного внимания и развития соответствующих инструментов на площадке.

Отметим, что под контрафактным товаром понимается не только фальсификат, но и оригинальный товар, который изначально был продан на территории конкретной страны без согласия правообладателя, например товарного знака, которым маркирован товар. Здесь есть важное уточнение: речь идет именно о первой продаже товара. Если товар был продан правообладателем или его официальным дистрибьютором, то впоследствии этот товар можно продавать без согласия правообладателя.

Статус маркетплейса

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных механизмов площадки, следует остановиться на статусе самого маркетплейса. При продаже товаров маркетплейс может выступать в двух ролях: в качестве непосредственного продавца товара и в качестве агента. В первом случае маркетплейс продает товар от своего имени, в этом плане он практически ничем не отличается от любого другого селлера на площадке.

Гораздо чаще маркетплейс выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. В этом случае маркетплейс просто предоставляет продавцам площадку для продаж, но собственником продаваемого товара не становится, поэтому в такой ситуации маркетплейс является информационным посредником. Он не несет ответственности за нарушение интеллектуальных прав в случае, если он не знал и не мог знать о том, что размещение материалов является неправомерным. Однако после обращения правообладателя маркетплейс должен своевременно принять необходимые меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

В связи с этим был установлен порядок работы с обращениями правообладателей по поводу нарушения исключительных прав.

Если на площадке оказался контрафакт

На Ozon есть механизмы, обеспечивающие соблюдение интеллектуальных прав правообладателей: личный кабинет бренда, оперативное реагирование на претензии и взаимодействие с селлерами при возникновении спорной ситуации.

Основным механизмом является личный кабинет бренда. Это сервис, предназначенный для защиты репутации бренда, взаимодействия с потребителями и защиты интеллектуальных прав.

С помощью личного кабинета можно:

  1. увидеть все товары бренда, представленные на Ozon;
  2. следить за списком продавцов бренда на платформе;
  3. оставлять жалобы на продавцов, которые реализуют товары бренда без согласия правообладателя;
  4. анализировать отзывы покупателей и отвечать на них от имени официального представителя бренда.

Чтобы воспользоваться возможностями личного кабинета, необходимо зарегистрироваться в качестве официального представителя бренда. Официальный представитель бренда может быть только один, поэтому при регистрации тщательно проверяются документы, которые подтверждают полномочия лица представлять интересы правообладателя на площадке.

Представителем бренда может стать сам правообладатель. В этом случае ему достаточно подтвердить свое право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Например, в отношении товарного знака достаточно предоставить свидетельство на товарный знак.

Если представителем бренда выступает лицензиат по исключительной лицензии, нужно предоставить соответствующий лицензионный договор. Кроме правообладателя и лицензиата по исключительной лицензии, другие лица также могут стать представителями бренда в случае, если имеется подтвержденное документально (например, доверенностью) поручение правообладателя.

После подтверждения статуса представителя бренда через личный кабинет можно подать жалобу на товар. Для этого в личный кабинет необходимо загрузить текст претензии, то есть суть обращения, и сведения о товаре, который, по мнению представителя бренда, является контрафактным.

Маркетплейс рассматривает обращение в кратчайший срок. После того как получена претензия, спорный товар скрывается с площадки, а продавцу направляется уведомление о поступлении в его адрес претензии и предложение предоставить документы, подтверждающие право продавца на продажу товара.

Если продавец предоставил документы и они подтвердили возможность продажи, товар снова появляется на площадке, если же подтверждающих документов нет, товар остается скрытым.

Рекомендации для обращения правообладателя

Чтобы обращение правообладателя или его представителя не осталось без внимания, следует принять к сведению несколько рекомендаций.

Во-первых, поскольку количество товаров и продавцов на маркетплейсе превышает несколько миллионов, в претензии необходимо указать конкретное наименование правообладателя и дать ссылку на карточку товара, который, по мнению правообладателя, является контрафактным, иначе выявить, какой товар имелся в виду в обращении, практически невозможно.

Во-вторых, следует учитывать, что правообладатель не может произвольно запрещать продавать товар, который уже был введен в оборот самим правообладателем или иным лицом с согласия правообладателя. Запрет может быть установлен только в случае, если у селлера отсутствуют документы, подтверждающие возможность продажи. Если из документов селлера следует, что товар был изначально приобретен у правообладателя, а затем по цепочке поставок перешел к селлеру, товар будет оставлен на площадке, так как он не является контрафактным.

Как селлерам, так и представителям бренда следует тщательно подходить к оформлению документов: четко прописывать полномочия, своевременно регистрировать лицензионный договор или договор отчуждения исключительного права, указывать конкретный объект интеллектуальной собственности, в отношении которого предоставлены полномочия или который фигурирует на товаре, и т.д.

Следует также помнить, что не все споры могут быть разрешены маркетплейсом. Некоторые конфликтные ситуации выходят за рамки его полномочий и могут быть рассмотрены только уполномоченным органом: судом, Роспатентом, Федеральной антимонопольной службой и т.д.