Предупреждения вместо штрафов и половина штрафа при уплате в течение 20 дней: для бизнеса смягчат административную ответственность

| статьи | печать

В Госдуму внесен правительственный законопроект о снижении штрафов для компаний и индивидуальных предпринимателей. Так, при предотвращении или возмещении причиненного вреда можно будет рассчитывать на назначение минимального размера штрафа. А на замену штрафа предупреждением будут претендовать не только некоммерческие организации и малый бизнес, но и все остальные компании и индивидуальные предприниматели. Рассказываем обо всех нововведениях в КоАП РФ, которые предложило Правительство РФ в поддержку бизнеса.

Правительство РФ внесло 19.05.2022 на рассмотрение Госдумы законопроект № 127003-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части корректировки мер ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности)».

В нем предлагается снизить нагрузку на бизнес в части штрафов за административные правонарушения.

Минимальный штраф при предотвращении или возмещении вреда

Предлагается смягчить ответственность в виде штрафа за совершение правонарушения, выявленного в ходе государственного или муниципального контроля.

Так, если в санкции статьи КоАП РФ или субъекта РФ установлен штраф в виде нижней и верхней границы, то его назначат в минимальном размере в следующих случаях:

  • при предотвращении лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения;

  • при добровольном возмещении причиненного ущерба или устранении причиненного вреда (ч. 3.4-1 ст. 4.1 КоАП РФ в редакции законопроекта).

Предупреждение вместо штрафа

В законопроекте предусмотрены положения о замене штрафа на предупреждение для всех компаний и их работников, впервые совершивших правонарушение.

Сейчас предусмотрено, что заменить штраф на предупреждение можно только некоммерческой организации, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их работникам, если они совершили правонарушение впервые (ч. 1 ст. 4.1-1 КоАП РФ).

Из этой части предлагается исключить упоминание о некоммерческих организациях и малом бизнесе. Это означает, что на замену штрафа предупреждением смогут претендовать все компании и индивидуальные предприниматели, а также их сотрудники.

Половина штрафа при уплате в течение 20 дней

Еще одна инициатива — при уплате штрафа нарушителем или другим лицом за правонарушение, выявленное в ходе проверки, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа его размер сокращается вдвое. То есть если поторопиться, то можно заплатить только половину штрафа.

Если копия постановления о назначении штрафа, направленная по почте, поступит после истечения 20 дней со дня вынесения такого постановления, то суд или административный орган смогут восстановить этот срок по ходатайству нарушителя. Если исполнение постановления о назначении штрафа было отсрочено либо рассрочено, то штраф придется заплатить в полном размере (п. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ в редакции законопроекта).

Процессуальные вопросы

Должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия или проверки и возбудившее дело об административном правонарушении, не сможет рассматривать дело о таком административном правонарушении. Исключение — дела, не требующие составления протокола (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ в редакции законопроекта).

Дело об административном правонарушении, выражающемся в невыполнении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, нельзя будет возбудить без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ в редакции законопроекта).

Комментарий эксперта

Законопроект № 127003-8 направлен на смягчение ответственности для предпринимателей, которые нарушили предписания впервые или добровольно загладили ущерб.

По мнению Правительства РФ, данные изменения позволяют либерализировать административную ответственность за совершение правонарушений в области предпринимательской деятельности. Между тем существует вероятность, что некоторые положения инициативы не пройдут три этапа рассмотрения Госдумой в связи с тем, что имеются неточности, и будут в значительной мере доработаны.

Например, Правительство РФ в пояснительной записке к законопроекту указало, что инициатива изменения в КоАП РФ производится также в целях повышения роли уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Законопроектом предлагается установить ответственность за воспрепятствование их законной деятельности, а также закрепить возможность их участия в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности в качестве защитника.

При этом предполагается, что изменений в другие нормативно-правовые акты не будет. Между тем как минимум для реализации целей законопроекта также целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 07.05.2013 № 78 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который регулирует функции и работу уполномоченных.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что его реализация не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы РФ, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти. Однако участие уполномоченного в производстве по делам об административных правонарушениях, даже выборочно, увеличит нагрузку на аппарат уполномоченного.

Отдельно хочу напомнить, что в настоящее время для замены штрафа предупреждением необходимо, чтобы правонарушение одновременно отвечало семи условиям:

  • совершено субъектом малого или среднего предпринимательства;

  • не причинило или не могло причинить вреда людям, природе, объектам культурного наследия, безопасности государства;

  • совершено впервые;

  • выявлено в результате государственного или муниципального контроля;

  • не упомянуто в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, где перечислены составы, по которым не может быть произведена замена наказания;

  • не создало угрозу чрезвычайной ситуации;

  • не повлекло имущественного ущерба.

То есть новые изменения в КоАП РФ позволят применять механизм замены штрафа предупреждением всем субъектам предпринимательской деятельности, а не только субъектам малого или среднего предпринимательства.

В то же время самым сложным для субъектов предпринимательской деятельности является доказывание факта, что правонарушение не причинило или не могло причинить вреда людям, природе, объектам культурного наследия, безопасности государства. Скорее всего, данная проблема сохранится с принятием изменений в КоАП РФ.

Комментарий эксперта

В целом законопроект направлен на смягчение последствий санкционного давления для бизнеса, что, безусловно, является положительным трендом. Ранее омбудсмен неоднократно поднимал аналогичные вопросы, но реально действенных изменений не принималось. Сейчас же наблюдается положительная тенденция, направленная на снижение административного давления на бизнес.

Тем временем существенным недостатком можно признать то, что с учетом юридической техники законопроекта действие большинства анализируемых мер не распространяется, например, на органы прокуратуры, а обратное и более широкое толкование им может быть дано разве что ВС РФ или КС РФ.

О предлагаемых поправках

Одновременно с этим отдельно отмечаем следующие положения законопроекта.

Законопроектом установлены паритетные условия назначения наказания: минимальный штраф за предотвращение или устранение вредных последствий правонарушения (ч. 3.4-1 ст. 4.1 КоАП РФ). Безусловно, бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, привлекаемое к административной ответственности, а норма будет работать по большей части в заявительном порядке.

Вводится дисконт в размере 50% от суммы административного штрафа за его оперативную (в течение 20 дней) уплату с возможностью заявительного восстановления этого срока при позднем получении постановления о назначении наказания. Примечательно, что ранее неоднократно, в том числе в отдельных субъектах РФ, высказывались идеи об отмене аналогичного дисконта. Здесь важно также учитывать, что срок, в течение которого лицо считается привлеченным к административной ответственности, исчисляется до истечения года с момента уплаты штрафа согласно положениям ч. 2 ст. 4.6 КоАП РФ (постановление КС РФ от 23.06.2020 № 28-П).

По общему правилу предлагается установить запрет на возбуждение дела об административном правонарушении, если не было проведено контрольно-надзорное мероприятие и составлен акт.

Применение положений ст. 4.1.1 КоАП РФ предлагают сделать возможным для всех субъектов, а не только для некоммерческих организаций и малого и среднего бизнеса, что, безусловно, положительная тенденция, поскольку ранее субъекты были поставлены в неравное положение в зависимости от их крупности и прибыльности.

О существующем механизме замены штрафа предупреждением

На практике механизм замены штрафа предупреждением работает исключительно в заявительном порядке. При этом, вопреки имеющемуся убеждению, нет необходимости признавать факт совершения правонарушения, а следовательно, ходатайство об этом может быть заявлено альтернативно наряду с доводами об отсутствии события или состава административного правонарушения, например, с формулировкой: «<…> если административный орган/суд придет к выводу о наличии состава административного правонарушения, компания на основании статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ просит заменить административный штраф предупреждением».

В своей практике мы применяем ст. 4.1.1 КоАП РФ нечасто, поскольку сейчас первым барьером для замены штрафа предупреждением является категория лица, привлекаемого к административной ответственности: некоммерческие организации, а также малый и средний бизнес.

В целом замена штрафа предупреждением относится к абсолютной дискреции административного органа и суда, при этом должны быть соблюдены все предусмотренные ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ условия: категория привлекаемого лица, первично совершенное правонарушение, не содержащееся в перечне исключений (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ), отсутствие вреда или угрозы его причинения. В нашей практике административные органы чаще не удовлетворяют подобные ходатайства, в том время как для судов заменить штраф на предупреждение в ряде случаев является хорошим выходом из ситуации при пограничном решении по делу.

Эффективность применения данной нормы заключается не только в избежании убытка на уплату штрафа, но и в невозможности назначения дополнительного наказания.