Инфляция сбавила скорость, но цены на еду становятся все «злее»

| статьи | печать

По данным Росстата, недельная инфляция с 12 по 18 марта составила 1,93%. Сравним с ростом цен с начала марта — он достиг 5,38%, с начала года — 7,67%. Замедление недельного роста очевидно. Правда, годовая инфляция, по расчетам Минэкономразвития, ускорилась до 14,53 с 12,5%.

Важно то, что недельные данные оказались меньше ожиданий многих экспертов. К примеру, аналитики «ВТБ Капитала» ждали роста цен на 2,1—2,6%. Другие эксперты тоже прогнозировали подобное. Обманулись в ожиданиях, о чем, вероятно, не жалеют.

Среди позитивных факторов, притормозивших инфляцию, эксперты отмечают замедление почти в три раза роста цен на поездки в Турцию.

В среднем вообще рост цен на непродовольственные товары замедлился до 2,58 с 3,16% неделей ранее. Есть, конечно, отдельные позиции роста цен: на лекарства и предметы личной гигиены, на тольяттинские автомобили, на одежду.

Есть и негативные данные. Прежде всего, на фоне снижения набухания цен на товары из непродовольственной корзины становятся все «злее» цены на еду, которые выросли на 2% против 1,8% неделей ранее.

На 2% и более подорожали маргарин, шоколадные конфеты, мука, говядина, макаронные изделия. Рис — на 3,9%, гречка — на 3,3%. Фрукты и овощи — на 3,8% в общем. Если по отдельности, то: лук — на 13,7%, помидоры — на 8,2%, бананы — на 7,8%, сахар-песок — почти на 14%, соль — на 4%.

В таких условиях все более важным фактором становятся инфляционные ожидания населения. По данным мартовского опроса «инФОМ», они возросли почти на 5 п.п., до 18,3%. Центробанк отмечает, что это второй по величине результат за всю историю наблюдений с апреля 2010 г.

Кроме того, доля респондентов, предпочитающих тратить, а не откладывать свободные деньги, уменьшилась до 25% с 28% в феврале. Сразу на 8 п.п. выросла доля респондентов, считающих, что лучший способ сберечь — это наличные. Так считают уже почти 39% опрошенных — это тоже рекорд. Доля тех, кто готов хранить деньги в банке, минимальна за всю историю наблюдений — 30%, месяц назад было 35%.

Предприятия тоже неспокойны. Их ценовые ожидания на три месяца вперед в марте достигли рекорда — 11,9% в годовом выражении — из-за девальвации и роста закупочных цен. Еще хуже оценки в торговле — почти 20%.

Банк России продолжает верить, что годовая инфляция вернется к 4% в 2024 г.