Взыскание задолженности при нарушении инспекцией установленных сроков

| статьи | печать

Суды разъяснили, может ли инспекция обратиться за взысканием задолженности в суд, если решение о взыскании налога за счет денежных средств в банках было признано недействительным из-за пропуска срока на его принятие (Определение Верховного суда РФ от 17.12.2021 № 304-ЭС21-19332).

Суть дела

Инспекция провела выездную налоговую проверку, по результатам которой компании были доначислены налоги, пени и штрафы. Решение инспекции было вручено компании лишь спустя 10 месяцев после его принятия. Поскольку оно не было исполнено компанией, инспекция приняла решение о взыскании доначисленных сумм за счет денежных средств на счетах компании, а потом и решение о взыскании задолженности за счет имущества компании.

Компания оспорила это решение о взыскании за счет средств на счетах в банках в суде. Суд признал это решение недействительным, поскольку инспекцией был пропущен срок на его принятие. При этом он исходил из того, что нарушение налоговым органом срока вручения решения по итогам выездной проверки на 10 месяцев привело в итоге к нарушению совокупности сроков, установленных НК РФ для последующего взыскания налоговой задолженности.

Тогда инспекция обратилась за взысканием задолженности в суд. При этом она полагала, что срок для ее взыскания в судебном порядке не истек.

Решение судов

Суды трех инстанций и судья Верховного суда отказали инспекции в удовлетворении ее требований.

В пункте 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 57) разъяснено, что несоблюдение налоговым органом в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1 и 5 ст. 100, п. 1, 6, 9 ст. 101, п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. В связи с этим при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Суды отметили, что предусмотренные ст. 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. Как разъяснено в п. 55 Постановления № 57, невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным п. 1 ст. 47 НК РФ.

Таким образом, инспекция не вправе была обращаться за взысканием задолженности в суд. Суды отвергли довод инспекции о том, что сроки на принудительное взыскание нужно исчислять с момента истечения месяца со дня фактического вручения решения по проверке. Они указали, что такая позиция не основана на законе, допускает произвольное, неограниченное увеличение срока на принудительное взыскание налога путем сдвигания даты вручения решения о привлечении к ответственности, не соответствует принципу определенности налогообложения.