От раздачи сувенирки до сдачи декларации: какой путь проходят бухгалтеры вместе с рекламными товарами

| статьи | печать

Для привлечения клиентов компания проводит рекламные акции. Раздача рекламной продукции стоимостью не свыше 100 руб. за единицу освобождена от НДС. Но во всех ли случаях работает это правило? Воспользуйтесь нашей шпаргалкой, чтобы определить, имеете ли вы право на освобождение от НДС по пробникам, сувенирам и подаркам, предназначенным для потенциальных клиентов.

Шаг 1. Определите статус: товар или нет

Раздавая пробники, сувениры и подарки потенциальным покупателям, прежде всего определитесь, относятся они к товарам или нет. Товаром рекламные образцы признают, если они:

  • обладают потребительской ценностью для получателя;

  • имеют рыночную стоимость;

  • их можно реализовать, не изменяя назначения, другим лицам вне рекламной кампании.

Статус передаваемой продукции повлияет на обязанность начислить НДС. Распространение рекламных материалов, которое способствует продвижению ваших услуг на рынке, распространению информации о производимых или продаваемых вами товарах, работах или услугах в целях увеличения объема продаж и привлечения потенциальных клиентов, не приведет к обязанности платить НДС, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара.

Обратите внимание: раздача рекламной продукции, не обладающей признаками товара, не облагается НДС. И наоборот, вы должны уплатить НДС, если в рамках рекламной акции передаете товары.

Например, раздавая рекламные буклеты, брошюры или каталоги выпускаемой продукции, НДС не начисляйте. При этом неважно, сколько стоит каждая их единица.

К иным последствиям приведет распространение рекламной продукции, обладающей признаками товара. Футболки, авторучки, календари, кружки, пакеты, зонты и т.п. — все они имеют статус самостоятельного товара, который можно использовать в обороте и без рекламной кампании. Это относится и к пробникам или образцам вашей продукции. Их раздача приведет к начислению НДС. Но при этом все будет зависеть от их стоимости.

Шаг 2. Определите стоимость рекламного товара

Закон устанавливает пороговую стоимость рекламного товара — 100 руб.

Если стоимость ваших подарков клиентам не превышает 100 руб., НДС не начисляйте. Но помните, в эту стоимость надо включить «входной» НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Чтобы воспользоваться льготой, ведите раздельный учет НДС.

Обратите внимание: если вы посчитаете, что использовать освобождение от НДС, предоставленное подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, вам невыгодно, вы можете от него отказаться.

К чему приведет раздача дорогих сувениров и подарков

В случае, когда стоимость единицы рекламной продукции превысит 100 руб. с учетом «входного» НДС, при ее передаче клиентам понадобится начислить НДС в общем порядке.

В таком случае не забудьте, что передача товаров в рекламных целях носит безвозмездный характер. Следовательно, налоговую базу по НДС при безвозмездной передаче определите по стоимости рекламной продукции, исчисленной в порядке ст. 105.3 НК РФ исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При невозможности определения рыночной цены рекламных товаров налоговую базу по НДС определите как их стоимость, исчисленную исходя из всех ваших фактических расходов на их приобретение либо создание и передачу (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03‑07‑11/46167).

Шаг 3. Определитесь, что делать с «входным» НДС

Казалось бы, все просто. Вы раздаете рекламную продукцию, которая не является товаром, или товары, стоимость которых невелика. Поэтому НДС начислять не надо и никаких проблем не возникает. Но это не совсем так.

До сих пор спорным является вопрос, как быть с «входным» НДС по такой продукции или товарам.

Минфин настаивает: НДС к вычету по образцам, которые не являются товаром, вы принять не можете. И их стоимость значения не имеет. НДС в таком случае надо учесть в стоимости рекламной продукции (письмо Минфина России от 23.12.2015 № 03‑07‑11/75489).

К аналогичным последствиям приведет передача рекламных товаров стоимостью менее 100 руб. При этом НДС к вычету принять не получится и понадобится вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Но все-таки шансы есть…

Однако не все так однозначно. Практика показывает, что у организаций есть шанс отстоять свою позицию в суде.

Верховный суд уже принимал такие решения в пользу компаний, признавая за ними право на НДС-вычет по рекламной продукции — каталогам, листовкам, стопперам, буклетам (Определение от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748). А тот факт, что это судебное решение ФНС России включила в обзор, направленный письмом ФНС России от 27.01.2020 № СА-4-7/1129@ налоговым инспекциям для использования в работе, говорит о том, что эту точку зрения Верховного суда представители налоговой службы поддерживают.

Во втором случае вы можете отказаться от льготы по НДС. Тогда, по мнению чиновников, вы получите право принять НДС к вычету по рекламным товарам стоимостью менее 100 руб. (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑07/10954).

Если стоимость вашей рекламной продукции в виде товара превышает 100 руб. с учетом «входного» НДС, его принимайте к вычету в полном объеме. К спорам с налоговиками это не приведет.

Шаг 4. Определитесь, как учесть расходы на рекламную «малоценку»

Для освобождения от НДС рекламных товаров расходы на их приобретение или создание не должны превышать 100 руб. за штуку. Суммы «входного» НДС, уплаченные организацией при приобретении или изготовлении такой продукции, к вычету не принимаются, а учитываются в ее стоимости (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

При этом указанные расходы учитываются для целей исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании п. 4 ст. 264 НК РФ.

Причем данные расходы нормируются на основании п. 4 ст. 264 НК РФ. При этом общая сумма нормируемых рекламных затрат не должна превышать 1% выручки от реализации.

А вот с дорогостоящей рекламной продукцией дело обстоит иначе

С рекламной продукцией стоимостью более 100 руб. за штуку дело обстоит иначе. Поскольку ее раздача облагается НДС, то в таком случае исчисленный налог вы должны уплатить за счет собственных средств, и учесть его по налогу на прибыль не получится.

Все дело здесь в том, что п. 16 ст. 270 НК РФ запрещает при расчете налога на прибыль учитывать не только расходы в виде безвозмездно переданного имущества, но и расходы, связанные с такой передачей.

Поэтому НДС, который вы исчислите при безвозмездной передаче рекламной продукции стоимостью свыше 100 руб., в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включайте. На это обращал внимание Минфин России в письме от 11.03.2010 № 03‑03‑06/1/123. Несмотря на то что разъяснения эти были сделаны достаточно давно, с тех пор иную точку зрения по этому вопросу чиновники не высказывали.

Обратите внимание: чтобы избежать НДС при передаче рекламных товаров, компании пытаются доказать, что такая операция является передачей для собственных нужд. Но такой способ наверняка приведет к спорам с ИФНС.

Тем не менее иногда суды встают на сторону организаций, признавая, что рекламные товары действительно приобретались для собственных нужд — то есть для распространения в рекламных целях. В таком случае, по мнению суда, организация правомерно может учесть стоимость их приобретения в составе прочих расходов, поэтому на основании ст. 146 НК РФ вправе не начислять ­НДС со стоимости переданных в рекламных целях товаров. К такому выводу пришел ФАС Московского округа от 10.10.2017 по делу № А40-237502/2016.

Шаг 5. Определитесь с декларацией по НДС

Раздачу рекламной продукции, стоимость которой не более 100 руб. за штуку, отразите в разделе 7 налоговой декларации по НДС. Этот раздел декларации предназначен в том числе для операций, не подлежащих обложению НДС.

Заполните раздел 7 декларации по НДС, учитывая следующее:

  • в графе 1 отразите код 1010275. Он предназначен для отражения сведений о передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью не свыше 100 руб. за единицу;

  • в графе 2 приведите рыночную стоимость переданной продукции;

  • в графе 3 отразите стоимость продукции, которая не облагается НДС, приобретенную для операций, освобожденных от НДС по ст. 149 НК РФ.

Если часть приобретенных материалов была использована для создания как «малоценной» рекламной продукции, так и «дорогостоящей», то в графе 3 укажите часть стоимости, которая приходится на освобожденные от НДС операции, исходя из данных раздельного учета (п. 4 ст. 149 НК РФ);

  • в графе 4 укажите «входной» НДС, который не подлежит вычету.

Комментарий эксперта

В статье приводится дело (постановление ФАС Московского округа от 10.10.2017 по делу № А40-237502/2016), в котором суд встал на сторону организаций, признавая, что рекламные товары приобретались для собственных нужд, а значит, не должны были облагаться НДС. Действительно, подобные прецеденты имеются, но мы бы не советовали компаниям рисковать и не стали бы рекомендовать не начислять НДС на стоимость безвозмездно переданных ТМЦ для проведения рекламных кампаний.

Дело в том, что, как показывает судебная практика, в основном суды признают правоту налоговых инспекций, то есть случаи, когда компаниям удавалось отстоять свою позицию, достаточно редки. Это первое.

Второе. Данное дело, о котором упоминается в статье, все же не такое однозначное. Предметом передачи третьим лицам там являлись карты оплаты сотовой связи и подарочные сертификаты магазина «Эльдорадо» с целью их вручения покупателям в качестве подарка при покупке продукции компании в рамках рекламных мероприятий. И суд, принимая решение в пользу фирмы, руководствовался тем, что данные объекты представляют собой не товар, а лишь средство предварительной оплаты услуги связи или будущего товара.

Да, в этом деле фигурировали и прочие ТМЦ, передачу которых налоговики также признавали облагаемой НДС операцией (футболки, толстовки, пальто, ветровки, брюки, рюкзаки и т.д.). Но эти ТМЦ, как следует из текста решения, представляли собой рабочие материалы и брендированную спецодежду (одинаковая форма с указанием товарных знаков) для персонала, проводящего акции по продвижению сигаретной продукции в розничных точках. В этой связи становится понятно, почему суд не принял сторону налоговиков: отсутствовал факт безвозмездной передачи товара, представляющего потребительскую ценность для получателя.