Экология может стать жестким стимулом к модернизации российской экономики

| статьи | печать
Экология может стать жестким стимулом к модернизации российской экономики

Европейский союз — ключевой покупатель российского сырья, на котором держится наш бюджет, — представил текст постановления, определяющего механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Документ предусматривает постепенное введение в ЕС налогов на импортируемые товары, производство которых генерирует выбросы в атмосферу парниковых газов. России придется либо безропотно платить новую дань, либо модернизировать свою промышленность и энергетику, обеспечив их декарбонизацию и выпуск высокотехнологичной продукции.

Европейская комиссия опубликовала в середине июля финальный текст постановления Европейского Парламента и Совета об утверждении механизма трансграничного углеродного регулирования (carbon border adjustment mechanism). Он нацелен на стимулирование торговых партнеров ЕС к сокращению углеродоемкости или углеродного следа в экспортируемой продукции. Принятое европейцами решение стало вызовом для экономик, ориентированных на поставки энергоемкой продукции в Европу, в том числе для России.

«Эта новая система служит инструментом одновременно климатической и промышленной политики, — комментирует ситуацию эксперт Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ Александр Голяшев. — Климатической задачей является предотвращение „утечки углерода“, связанной с переносом углеродоемких производств в развивающиеся страны со слабым углеродным регулированием при поставках их продукции обратно в ЕС. Промышленной задачей является обеспечение конкурентоспособности европейской промышленности, ведь до сих пор размещение на территории ЕС фактически означало дополнительное „низкоуглеродное“ налоговое бремя».

Кроме того, ТУР даст европейцам положительные бюджетные поступления: доходы от него будут направлены в бюджет ЕС, а точнее — на финансирование программ восстановления экономики после пандемии, цифровой и «зеленой» трансформации под общим названием NextGenerationEU.

ТУР предполагает обязательную закупку импортерами сертификатов на выбросы парниковых газов в соответствии с углеродоемкостью их продукции. Стоимость единицы выбросов определяется внутренней еженедельной средней аукционной ценой надбавок в рамках системы торговли квотами на выбросы (СТВ ЕС).

Важная деталь: импортеры также смогут учитывать уплаченную стоимость углерода в рамках национальной системы учета выбросов во избежание двойного налогообложения.

Для обеспечения правовой определенности торговых партнеров предусмотрено поэтапное введение ТУР. В ближайшей перспективе — до 2025 г. — механизм нацелен на ежеквартальный сбор данных об объеме «прямого» углеродного следа от производства отдельных видов импортируемой продукции (железа, стали, алюминия, цемента, удобрений, электроэнергии) и не подразумевает пока уплату сборов.

К концу переходного периода Еврокомиссия проведет оценку работы системы ТУР и примет решение о расширении сферы применения механизма на другие товары.

Значимой темой для России является подход ТУР к продукции нефтепереработки и нефтехимии. Пока основные нефтепродукты и продукты основного органического синтеза не вошли в систему просто из-за недостаточной проработки расчета углеродоемкости для многопродуктовых производств. Также предстоит решение вопроса об охвате «косвенных» выбросов по цепочкам создания добавленной стоимости (например, выбросы CO2 от электроэнергии, используемой для производства товара).

«Россия становится вероятной мишенью для ТУР из-за отставания в развитии углеродного регулирования в европейской традиции, — отмечает аналитик АЦ Александр Курдин. — Но российские власти уже сделали первые конкретные шаги на пути внедрения собственного углеродного регулирования, в частности, в России в июне 2021 г. был принят закон „Об ограничении выбросов парниковых газов“ (вступит в силу 30 декабря 2021 г.). Вслед за этим законом должен быть принят еще ряд нормативных и программных документов».

В то же время создаваемая в России нормативная база по учету парниковых газов имеет существенные отличия от механизмов климатического регулирования в ЕС, что не позволит национальным производителям пока претендовать на послабления в применении ТУР. Федеральный закон закрепляет основные понятия национальной углеродной политики, но уже на этом этапе возникают определенные нестыковки с ТУР.

Так, трактовка понятия «углеродная единица» как результата деятельности климатических проектов по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов принципиально отличается от применяемого в климатической практике ЕС определения выброса парниковых газов на единицу продукции. В европейском законодательстве предусмотрено стимулирование снижения выбросов, а в российском законе акцент смещается на активизацию поглощения парниковых газов.

«Вектор энергетического перехода потребителей российской энергии на мировых рынках понятен, — подчеркивает специалист АЦ Валентина Скрябина. — Но такие шаги, как внедрение ТУР, создают инвестиционные стимулы в сфере низкоуглеродной энергетики и в этом смысле могут рассматриваться как шанс для развития новых высокотехнологичных сегментов ТЭК, например водородной энергетики».

Новые возможности для российской экономики состоят в том, что отрасли и рынки могут довольно гибко адаптироваться к новой ситуации, причем не так, как ожидали инициаторы этих мер. В качестве примера можно привести введение пошлин на металлы администрацией Дональда Трампа. В результате этой защитной меры стали развиваться не собственные производства в США, а потоки импорта металлической продукции более высоких переделов из азиатских стран.

Необходимость модернизации ряда отраслей отечественной экономики на фоне введения ТУР понимают в российском правительстве. В нем уже принято решение о создании рабочих групп с целью формирования вариантов адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу, предполагающему снижение спроса на традиционное топливо в результате развития альтернативной энергетики.

В состав рабочих групп входят эксперты Минэкономразвития, Минэнерго, Минобрнауки, Минприроды, МИД, Минпромторга, АЦ. Возглавит этот титанический труд первый вице-премьер Андрей Белоусов.

«...Энергетический переход в мире в любом случае требует стратегических решений по развитию нашей экономики на десятилетия вперед, — считает главный советник АЦ, профессор Леонид Григорьев. — А это не только увлекательная интеллектуальная стратегическая задача для политиков, бизнеса и науки, но и вопрос благосостояния российских граждан».