Увольнение по собственному желанию, но из-за конфликта

| статьи | печать

Если работник в заявлении на увольнение по собственному желанию указал на нарушение его трудовых прав, это может являться основанием для признания увольнения незаконным (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 05.04.2021 № 5-КГПР20-165-К2).

Суть дела

У работника случился конфликт с руководством компании. Его непосредственный руководитель сообщил, что они не сработались, и предложил уволиться по собственному желанию. Работник не согласился. Тогда на него стало оказываться психологическое давление. Работника заставили пройти внеочередную аттестацию, со стороны непосредственного руководителя и заместителя директора в его адрес поступали угрозы. Кроме того, работник подвергся физическому воздействию со стороны заместителя директора (удар кулаком в голову). В тот же день работник обратился в полицию и травмпункт. Находясь в состоянии аффекта, он написал заявление об увольнении с формулировкой: «Прошу уволить меня по собственному желанию в связи с нарушением со стороны руководства моих трудовых прав». В этот же день он был уволен.

Поскольку подача заявления об увольнении не была добровольной, работник подал иск в суд о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону работодателя. Они указали, что межличностные отношения с руководством компании не свидетельствуют о вынужденном характере увольнения. Обращение работника за медицинской помощью тоже не может служить доказательством оказанного на работника давления с целью принуждения к написанию заявления об увольнении. Решение об увольнении было принято им самостоятельно с учетом всех факторов и условий работы. Кроме того, работник свое заявление до истечения установленного законом срока не отозвал.

Позиция Верховного суда

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с выводом судов не согласилась.

В подпункте «а» п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 разъяснено, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если работник утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.

В нарушение этих разъяснений суды не проверили доводы работника о том, что увольняться он не хотел, а заявление написал в состоянии аффекта в день, когда у него произошел конфликт с непосредственным руководителем и с заместителем генерального директора. Судам также нужно было выяснить обстоятельства, предшествующие написанию заявления, и мотивы, которыми работник руководствовался, подавая заявление.

В результате дело было отправлено на новое рассмотрение.

Отметим, что Верховный суд уже принимал решение о незаконности увольнения в похожей ситуации, когда работница написала заявление об увольнении по собственному желанию по причине оказания на нее психологического давления и создания конфликтных ситуаций (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 01.02.2021 № 14-КГ20-14-К1).