Сепарация имущественной массы в России: каких изменений ожидать в законодательстве

| статьи | печать

Современная российская экономика нуждается в новых моделях обособления имущества, отдельного управления этим имуществом с последующим извлечением выгод из него. На сегодняшний день те модели, которые предусмотрены действующим законодательством, не в полной мере устраивают участников экономических отношений. Но следует помнить не только о потребностях участников экономических отношений, но и об интересах их кредиторов, а также налоговых органов. Как соблюсти баланс, чтобы обособление не было инструментом недобросовестности? Сейчас на рассмотрении находится законопроект, касающийся введения нового института — прижизненных наследственных фондов. Особенности нового института и недостатки предлагаемых нововведений на Петербургском международном юридическом форуме обсудили представители Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ — Лидия Михеева, Дмитрий Степанов, Дмитрий Дождев, а также старший вице-президент Банка Lombard Odier Елена Андрианова.

Поводом для дискуссии на Петербургском международном юридическом форуме стал новый законопроект о прижизненных наследственных фондах, автором которого является Павел Крашенинников. Законопроект был принят во втором чтении 8 июня. Поправки должны вступить в силу с 1 марта 2022 г.

В рамках дискуссии Дмитрий Степанов подчеркнул, что Россия — страна континентального права, соответственно, конструкция траста как некоего обособленного имущества, приобретающего элементы квазисубъектности, для российского правопорядка недоступна. Однако России доступна другая конструкция — создание юридического лица, максимально приближенного по своему функционалу к трасту. Это тот путь, по которому пошли многие континентальные правопорядки. Например, в Австрии и Лихтенштейне активно используют личные фонды для управления активами и организации прижизненных наследственных отношений.

Впервые вопрос о введении в России прижизненных наследственных фондов возник в 2015 г. Тогда был представлен очень амбициозный по размаху законопроект, который предполагал введение двух моделей фондов — посмертных и прижизненных. Но в 2017 г. была принята лишь часть законопроекта, касающаяся наследственных фондов. Этот институт дает возможность лицу, которое решило распорядиться на случай смерти своим имуществом, в завещании указать на необходимость создания такого юридического лица, как посмертный наследственный фонд, который бы управлял активами и решал вопросы по распоряжению собственностью.

Новый законопроект отличается тем, что наследственный фонд создается при жизни человека и он может сам решить многие вопросы, связанные с управлением этим фондом. Также сейчас уже действуют нормы, касающиеся совместного завещания супругов, когда в завещании супруги указывают, кому переходит совместно нажитое имущество.

Если новый законопроект будет принят, то в ГК РФ появится стройная система фондов.

Структура прижизненного наследственного фонда

Модель прижизненного наследственного фонда не совсем привычна для российского правопорядка. С одной стороны, этот фонд объявляется унитарным некоммерческим лицом со специальной правоспособностью, с другой стороны, в законопроекте говорится, что активы, которые передаются в управление этому фонду, явно имеют коммерческий характер и деятельность этого фонда безусловно может быть любой, в том числе предпринимательской.

Личный фонд создается гражданином — единственным учредителем.

Согласно законопроекту, учредитель фонда:

  • определяет круг выгодоприобретателей;

  • вправе участвовать в управлении, но не замыкать на себе;

  • безвозвратно передает имущество в собственность фонда;

  • не имеет имущественных прав в отношении фонда;

  • вправе определить порядок его управления, в том числе структуру и персональный состав органов.

По мнению Лидии Михеевой, в законопроекте о прижизненных наследственных фондах установлена некая система сдержек и противовесов. Так, учредителю фонда запрещается входить в состав исполнительных органов, но дозволяется входить в состав высшего органа или попечительского совета. Бенефициарам тоже не разрешено быть единоличным исполнительным органом или входить в состав коллегиальных.

Почему учредитель может быть только один? Дело в том, что прижизненный наследственный фонд становится полноценным собственником имущества, а это значит, что имущество, которое принадлежит условному наследодателю (еще живому), который пытается как-то структурировать передачу этого имущества будущим поколениям, «упаковывается» в юридическое лицо и это лицо становится титульным собственником данного имущества. В этой ситуации не может быть никаких сособственников и соучредителей.

Дискреционность и отзывность как отличительная черта

Законопроект дает возможность делать фонд отзывным. Дмитрий Степанов отметил, что отзывность и дискреционность фондов влияют на доверие к ним со стороны кредиторов. Так, за границей можно столкнуться с подозрительным отношением к любым трастам, когда в этом есть элемент отзывности.

То же касается дискреционности — чем больше завязанность траста на учредителе, тем больше подозрений у кредиторов. Однако зарубежные правопорядки не ограничивают никого в выборе той или иной модели, но практика ориентирует учредителя на то, чтобы выбрать безотзывный фонд и предоставить максимальную дискрецию управляющему — только эти два элемента дают уверенность кредиторам в том, что такой фонд — реальный.

Также на практике кредиторы часто обращают внимание на срок существования фонда или траста. Чем больше прошло времени с момента учреждения траста до часа X, когда возникают споры с кредиторами, тем более безопасна эта обособленность имущества. И наоборот — если вы учредили фонд или траст даже максимально безотзывный, но прошел небольшой временной период, то разные правопорядки так или иначе допускают вскрытие этого траста и извлечение имущества в пользу кредиторов.

Законопроект в этом плане максимально гибкий — допускаются различные варианты отзывности и дискреционности. Однако есть риск, что после прохождения законопроектом трех чтений количество возможных вариаций уменьшится. Дмитрий Степанов подчеркнул, что выбор между различными вариантами фондов должен делать не законодатель, а сами учредители фондов.

Учредитель фонда: кто он?

Что касается вопроса о выгодоприобретателях фонда, то законопроект в этой части проявляет большую императивность. Учредитель, чтобы обезопасить свои активы от претензий со стороны кредиторов, должен сам подумать, как структурировать этот фонд так, чтобы максимальную дискрецию замкнуть на управляющем, в том числе в части определения бенефициаров и распределения имущества среди этих бенефициаров. Именно такая дискреция позволяет отдалить учредителя от фонда и обосновать, что фонд был создан не для сокрытия активов, а для иных целей.

Условия управления фондом определяют:

  • круг выгодоприобретателей (может определяться органами фонда);

  • передаваемое им имущество или его часть (порядок определения такого имущества);

  • обстоятельства, при которых передается имущество;

  • порядок передачи имущества.

Выгодоприобретатели:

  • определенные лица (в том числе наследники или третьи лица);

  • отдельные категории лиц из неопределенного круга лиц.

Управление личным фондом: законопроект пытается найти баланс и установить некую основу — учредитель фонда не может им управлять. Учредитель лишь формирует и изменяет органы в соответствии с уставом.

При этом учредитель и выгодоприобретатель могут входить:

  • в попечительский совет;

  • в высший коллегиальный орган.

Особая роль отведена контролирующему фонд органу (протектору), который осуще­ствляет:

  • согласование совершения определенных в уставе юридически значимых действий;

  • замену лица, осуществляющего полномочия ЕИО фонда.

Самый болезненный блок вопросов касается проблемы использования трастоподобных фондов для сокрытия активов. Законопроект предлагает элегантное решение — фонд отвечает в субсидиарном порядке по долгам учредителей и учредители по долгам фонда в рамках определенного временного окна — трех лет по умолчанию и пяти лет в исключительных случаях. При этом внесение имущества в личный фонд может быть оспорено кредиторами учредителя по банкротным основаниям. Что касается риска сокрытия информации о выгодоприобретателях активов, то по требованию государственных органов или суда информация должна раскрываться.