Корпорации МСП не удалось подстегнуть рост малого бизнеса, но зарплаты членов ее правления превысили 3 млн руб. в месяц

| статьи | печать
Корпорации МСП не удалось подстегнуть рост малого бизнеса, но зарплаты членов ее правления превысили 3 млн руб. в месяц

Масштабная проверка деятельности Корпорации МСП, проведенная Счетной палатой, показала, что ей не удалось стимулировать устойчивый рост малого бизнеса в нашей стране. При этом среднемесячные зарплаты членов правления Корпорации составляли 3,3 млн руб. Предпринимательское сообщество надеется, что многие аспекты работы Корпорации изменятся после смены ее руководства и утверждения новой Стратегии развития до 2025 г.

Счетная палата провела масштабную проверку работы одного из ключевых институтов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства — Корпорации МСП. Проверка включала два этапа: на первом Палата проанализировала нормативно-правовую базу и выполнение среднесрочной программы деятельности Корпорации на 2016—2018 гг., на втором — оценила эффективность Корпорации в целом.

Полученные результаты позволили Счетной палате сделать печальный вывод о незначительном влиянии Корпорации на развитие малого и среднего бизнеса в России.

Всего за период с 2015 по 2020 г. координируемые Корпорацией участники Национальной гарантийной системы (НГС) предоставили поддержку более 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры на сумму 658,4 млрд руб. Это обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в размере 1,4 трлн руб. При этом число субъектов МСП, получивших поддержку в рамках НГС, составило менее 1% от их среднегодового количества за указанный период, что свидетельствует о локальности этих мер.

Не удалось Корпорации существенно повлиять и на выполнение одного из основных показателей Стратегии развития МСП до 2030 г. — «доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как показал проведенный анализ, его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд создает риски того, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты.

Недостаточная заинтересованность Корпорации в достижении стратегических целей и задач государства в сфере МСП, по мнению аудиторов Счетной палаты, связана с отсутствием утвержденных внутренних документов долгосрочного планирования, включая стратегию развития Корпорации.

Кроме того, в ее краткосрочных и среднесрочных программах деятельности установлены легкодостижимые показатели. Так, практически по всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ наблюдается перевыполнение плановых значений, во многих случаях внушительное — от 500 до 9000%. Столь легкое достижение оценочных показателей формирует риски некорректной оценки эффективности Корпорации. К примеру, более объективный индикатор «количество субъектов МСП» увеличился с августа 2016 г. (когда начали вести их реестр) по апрель 2021 г. лишь на 4,6% (за пять лет!).

Из позитивных изменений в деятельности Корпорации Счетная палата отметила рост отношения портфеля гарантий и поручительств к гарантийному капиталу Корпорации (с 2016 г. более чем в полтора раза) и увеличение доли гарантий в структуре ее портфеля (с 27% в 2018 г. до 61% по итогам трех кварталов 2020 г.).

С учетом установленных законодательством нормативов Корпорация имеет возможность дальнейшего наращивания обязательств. Однако, несмотря на имеющийся запас финансовой устойчивости, Корпорация снижает свои риски за счет государственного финансирования.

На этом фоне, по мнению экспертов Счетной палаты, вызывает вопросы зарплатная политика в Корпорации. Так, средняя месячная заработная плата работников (без учета членов правления) составила около 380 тыс. руб. При этом среднемесячная зарплата самих членов правления Корпорации равнялась в проверяемом периоде порядка 3,3 млн руб. Для сравнения: средняя заработная плата на малых предприятиях, по данным бизнес-омбудсмена, сейчас составляет 30,7 тыс. руб., что в десять раз меньше, чем зарплата в среднем по Корпорации и в 100 раз меньше, чем зарплата членов ее правления.

Многие стороны деятельности Корпорации, будем надеяться, изменятся в обозримом будущем в результате смены ее руководства и разработки проекта новой Стратегии развития до 2025 г., которая была представлена на днях.

«В основу Стратегии заложены следующие принципы: простота и доступность, автоматизация процессов на всех этапах, органичное встраивание новых инструментов в уже существующие бизнес-процессы, а также диалог с бизнесом. Опираясь на них, Корпорация разработала направления развития уже действующих инструментов, а также сформировала новые направления и цели», — отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

В обновленный документ войдут задачи по цифровизации процесса получения мер поддержки МСП и повышению уровня информированности предпринимателей, в том числе путем постоянного диалога с бизнес-сообществом.

В рамках развития мер кредитно-гарантийной поддержки определены приоритеты по увеличению объемов и росту охвата компаний МСП. Благодаря упрощению процедур и автоматизации процессов охват гарантийной поддержки Корпорации в приоритетных нишах возрастет до 40% от общего объема к 2024 г.

Корпорация будет способствовать расширению рынка сбыта для МСП благодаря обеспечению доступа к закупкам крупнейших заказчиков, развитию экспортного потенциала путем выведения продукции малого и среднего бизнеса на полки крупных ретейлеров. К 2025 г. общий объем закупок у 200 тыс. компаний МСП должен составить 5,1 трлн руб.

Корпорация намерена создавать новую инфраструктуру поддержки бизнеса в регионах, оптимизируя имеющийся инструментарий и внедряя цифровизацию в процедурах взаимодействия с региональными центрами компетенций. Ключевой целью здесь является прямое участие предпринимателей из всех регионов России в формировании бизнес-повестки страны.

«Необходимо организовать непрерывное взаимодействие с бизнесом и регионами, помочь субъектам с использованием единой системы управления, настроить работу с предпринимателями, а также обеспечить стандартизацию работы в регионах», — считает министр экономического развития Максим Решетников. При этом очень важны, по оценке главы экономического ведомства, адресность и бесшовность мер поддержки. В частности, нужно перезапустить алгоритм оказания адресной помощи бизнесу, концентрировать поддержку на тех направлениях, где будет максимальный эффект. Помимо этого, предстоит учитывать нюансы и особенности поддержки МСП в зависимости от региональной специфики. Для субъектов РФ Корпорация должна быть проводником лучших практик и передового опыта.

Особое значение имеет перезагрузка работы МСП Банка. «Нам очень важно, чтобы МСП Банк был элементом единого технологического оператора финансовой поддержки МСП, которым является Корпорация», — подчеркнул министр.