Исполнительное производство через интернет. Планируется дальнейшее развитие нового суперсервиса

| статьи | печать

В мае 2021 г. Госдума собирается рассмотреть законопроект, подготовленный в целях развития суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». В нем предлагается ввести обязанность указывать в исках и исполнительных документах больше сведений о взыскателях и должниках. Налоговые органы, банки и другие организации должны будут предоставлять сведения приставам в течение трех дней (вместо семи дней). Еще можно будет оформить полномочия представителя компании для участия в исполнительном производстве в электронном виде с помощью ЕСИА.

В Госдуму внесен правительственный законопроект № 1144920-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов» (далее — законопроект). Госдума планирует рассмотреть его в первом чтении в мае 2021 г. Он разработан для дальнейшего развития суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Данный сервис размещен на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Он работает уже сейчас, но пока в пилотном режиме.

В исполнительных документах будут указывать новые сведения

В законопроекте предлагается включить в перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, идентификационный номер налогоплательщика должника-организации. То есть искать должников можно будет по ИНН. Согласно пояснительной записке к законопроекту, сейчас около 50% исполнительных документов, поступающих в ФССП России, не содержат однозначного уникального идентификатора должника — указываются только ФИО, дата и место рождения. Это вызывает сложности при поиске необходимых сведений о должнике, увеличивает сроки исполнительного производства и сложности при идентификации должника. Например, приставам приходится запрашивать сведения у налоговых органов, государственных регистраторов, а также у других органов, обладающих соответствующей информацией. В связи с этим будут внесены поправки в процессуальные кодексы и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе будут указывать:

  • дату и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника);

  • один из идентификаторов ответчика (должника) — ­СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства. При отсутствии у гражданина-взыскателя возможности указать в заявлении о вынесении судебного приказа, исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) ему нужно будет сослаться на это в заявлении. Тогда данную информацию должен будет истребовать суд.

Сократится срок на ответ приставам

Приставы смогут запрашивать сведения о взыскателях и должниках у соответствующих органов через государственные информационные системы в целях уведомления должника и взыскателя, у операторов связи — номера телефонов должника и взыскателя. Предполагается, что ответ на запрос приставы получат в течение одних суток с момента поступления запроса.

Информационный обмен с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество, также будет происходить с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации должны будут предоставить приставу запрошенные сведения в течение трех дней со дня получения запроса.

Большинство действий по исполнительному производству перейдет в онлайн

В законопроекте предусмотрена возможность автоматического:

  • принятия решений по вопросам возбуждения исполнительного производства;

  • отказа в возбуждении исполнительного производства;

  • окончания исполнительного производства;

  • приостановления исполнительного производства;

  • прекращения исполнительного производства;

  • взыскания исполнительского сбора;

  • установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов;

  • предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;

  • обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и иные доходы должника.

Решения приставов

Постановление пристава может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Данное постановление отправят лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг и иными способами, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении такого постановления, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Сообщения об исполнении постановления пристава

Компании должны будут извещать приставов об исполнении постановления. Сделать это нужно будет в форме электронного документа и путем заверения усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к формату уведомления позже установит ФССП России.

Представители в исполнительном производстве

Полномочия представителей компании можно будет оформить в электронном виде через ЕСИА. Документы, которыми оформляются указанные полномочия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного на то лица.

Закон вступит в силу не сразу

Если законопроект примут, то он вступит в силу через полгода со дня официального опубликования. С 2022 г. вступят в силу положения об указании дополнительных сведений в исковых заявлениях и заявлениях о вынесении судебного приказа, подаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые работают в сфере ЖКХ (компании и предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению МКД, ТСЖ, и т.д.).