1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 102

Требование о предоставлении документов в последний день проверки законно

Суд пришел к выводу, что компания обязана представить документы по требованию, полученному в последний день выездной налоговой проверки.

Карточка дела

Реквизит судебного акта

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.02.2021 по делу № А32-8552/2020

Истец

ООО «АгроРост-Продукт»

Ответчик

Инспекция ФНС России № 1 по г. Краснодару

Суть дела

В компании проводилась выездная налоговая проверка. В последний день проверки налоговики выдали компании сначала требование о предоставлении документов (информации), а потом справку о проведенной выездной проверке.

Компания посчитала, что требование является незаконным, поскольку выставлено за пределами сроков проведения выездной проверки, и обратилась в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций не нашли нарушений в действиях налоговиков. При этом они исходили из следующего.

Лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения ему соответствующего требования (п. 1 ст. 93 НК РФ). В силу положений п. 12 ст. 89 и п. 3 ст. 93 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность лицам, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). Суды указали, что Налоговый кодекс не содержит оснований для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения в случае, когда такое требование направляется в последние дни выездной налоговой проверки, и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом только в пределах сроков, предусмотренных соответственно для камеральной проверки п. 2 ст. 88 НК РФ, выездной проверки — п. 6 ст. 89 НК РФ, для дополнительных мероприятий налогового контроля — п. 6 ст. 101 НК РФ.

На основании положений п. 8 ст. 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Таким образом, налоговый орган вправе истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля. Соответственно, у налогоплательщика возникает корреспондирующая обязанность представить истребованные налоговым органом документы, относящиеся к проверяемому налоговому периоду.

Суды отметили, что на подготовку акта налоговой проверки ст. 100 НК РФ отводит два месяца со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Установление такого срока свидетельствует о том, что законодатель учел возможность истребования налоговым органом документов у налогоплательщика в последний день выездной налоговой проверки. В противном случае двухмесячный срок был бы излишним для составления налоговым органом одного документа, в котором отражаются уже совершенные контрольные мероприятия.

Как складывается судебная практика

У судов отсутствует единая позиция по поводу того, обязан ли налогоплательщик выполнять требование налоговиков о представлении документов, срок исполнения которого истекает после окончания выездной налоговой проверки.

Так, АС Московского округа в постановлении от 13.02.2015 по делу № А41-23229/14 пришел к выводу, что у налогового органа есть право истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля, а у налогоплательщика — обязанность представить эти документы. Определением Верховного суда РФ от 13.05.2015 № 305-КГ15-5504 было отказано в передаче дела на рассмотрение судебной коллегии по экономическим спорам. Аналогичный вывод сделан ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 27.09.2013 по делу № А51-6574/2013.

Иная позиция содержится в постановлениях ФАС Уральского округа от 24.02.2014 по делу № А76-8054/2013, Волго-Вятского округа от 09.09.2013 по делу № А82-1776/2012, от 08.02.2012 по делу № А79-2715/2011. Суды отмечают, что в акте налоговой проверки могут быть отражены обстоятельства, возникшие только до момента ее окончания. После составления справки об окончании выездной проверки проведение мероприятий налогового контроля прекращается. Для налогоплательщика это означает прекращение его обязанностей, связанных с проведением выездной проверки. Таким образом, в день окончания проверки налогоплательщик перестает быть проверяемым лицом и у него отсутствует обязанность по представлению документов после указанного дня.

Мнение Минфина

Специалисты финансового ведомства, так же как и суды в комментируемом деле, считают, что налоговый орган вправе истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля и принятия решения в отношении проверяемого лица, до момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Эта позиция изложена в письме от 05.04.2018 № 03‑02‑08/21997.

А в письме от 13.02.2008 № 03‑02‑07/1-58 финансисты разъяснили, что в Налоговом кодексе нет оснований для оставления требования налоговиков о предоставлении документов без исполнения, если оно вручено налогоплательщику в последние дни проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки. Они также отметили, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган истребуемых документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Напомним, что размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).