Государственный долг России вырос в прошлом году на 39,9%

| статьи | печать

В среду, 24 февраля, Счетная палата представила на своем сайте оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2020 г. В нем, в частности, анализируется рост госдолга, который достиг 17,8% от ВВП. На эту информацию оперативно откликнулся Минфин, который уже в первой половине среды заявил, что в предстоящие годы министерство не планирует наращивать госдолг столь же высокими темпами, как в 2020 г. Это можно понять как выражение надежды на дальнейший рост цены нефти, что позволит затыкать бюджетные дыры. А еще — как призыв не надеяться на ощутимую бюджетную помощь малым и средним предприятиям, тем более что в стране нет никакой третьей волны пандемии и не вводятся новые ограничения для работы из-за нашествия вирусов.

Счетная палата (СП) отмечает: «Государственный долг Российской Федерации за 2020 г. увеличился на 5418,2 млрд руб., или на 39,9%, и составил 18985,6 млрд руб., или 17,8% ВВП».

По данным СП, за 2019 г. рост госдолга составил 7,8%, или 976 млрд руб., а его объем достиг 13567,4 млрд руб., или 12,3% ВВП. При этом внутренний долг увеличился на 4618,5 млрд руб., или на 45,4%, составив 14790,5 млрд руб. Внешний долг в иностранной валюте вырос на 1,9 млрд долл., или на 3,5%, составив 56,8 млрд долл.

«Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2021 г. составил 14056192,6 млн руб., за 2020 г. его объем увеличился на 4724790,7 млн руб., или на 50,6%, доля в объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличилась с 91,7 до 95%. Увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, обусловлено в основном за счет увеличения объема государственного долга по ОФЗ-ПК на сумму 2 995 417 млн руб., или в 2,7 раза, по ОФЗ-ПД на сумму 1 627 479 млн руб., или в 1,3 раза, а также объема госдолга по ОФЗ-ИН — на 203 587 млн руб., или в 1,5 раза. По состоянию на 1 января 2021 г. в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств преобладают ОФЗ-ПД со сроками погашения в 2021—2044 гг. (57,6%), ОФЗ-ПК со сроками погашения в 2022—2034 гг. (33,5%) и ОФЗ-ИН со сроками погашения в 2023—2030 гг. (4,1%)», — пишет СП.

По поводу внешнего долга СП говорит так: «Государственный внешний долг Российской Федерации в иностранной валюте увеличился на 1937,7 млн долл., или на 3,5%, и составил 56786,0 млн долл. (88,2% уточненного верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации (64,4 млрд долл.). Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличился на 799682,3 млн руб., или на 23,6%, и составил 4195102,6 млн руб., его доля в общем объеме уменьшилась с 25 до 22,1%».

Картина уникального экономического кризиса

СП описывает ситуацию прошлого года, называя ее уникальным экономическим кризисом. Аналитики палаты напоминают, что неприятные условия формировались при рекордном падении цен на нефть, во время пандемии и связанных с нею карантинных мер.

«Цена на нефть марки Urals в апреле достигла исторического минимума в 16,3 долл. за баррель и, несмотря на дальнейший рост, в среднем за год составила 41,4 долл. за баррель, более чем на треть ниже, чем в 2019 г. (63,9 долл. за баррель). Курс национальной валюты ослаб с 64,73 руб. за долл. в 2019 г. до 71,94 руб. за долл. в 2020 г. При этом в 2020 г. курс национальной валюты показал большую устойчивость к колебаниям нефтяных цен, чем во время кризиса 2014—2016 гг.: при снижении нефтяных цен на 35,2% ослабление курса рубля за год составило только 11,1%», — пишет СП.

Однако по итогам года ВВП сократился на 3,1%, при этом снижение показателей потребительского спроса оказалось более существенным, чем показателей реального сектора. Сокращение промышленного производства составило 2,9%. Авторы доклада подчеркивают, что масштабная приостановка производств закономерно привела к ухудшению ситуации на рынке труда и снижению уровня доходов. Пиковый уровень безработицы отмечался в августе — 6,4%, по итогам года — 5,8% (в 2019 г. — 4,6%). На фоне падения реальных располагаемых доходов населения на 3,5% оборот розничной торговли сократился на 4,1%. Больше всего пострадали предприятия сферы услуг, снижение в которой составило 17,3%. Динамика потребительских цен в 2020 г. формировалась на фоне ослабления курса рубля, ажиотажного спроса в конце марта — начале апреля и снижения предложения ряда ключевых продуктов в конце года. В результате инфляция на конец года заметно превысила таргетируемое значение, составив 4,91%.

«Общий объем доходов федерального бюджета составил 18722,2 млрд руб., что ниже прогнозируемого общего объема доходов на 1871,4 млрд руб., или на 9,1%. При этом нефтегазовые доходы снизились на 2288,5 млрд руб., или на 30,4%, а ненефтегазовые доходы увеличились на 417,1 млрд руб., или на 3,2%. Наибольшее снижение доходов в основном сложилось по НДПИ в виде углеводородного сырья (на 1964,0 млрд руб., или на 34%), вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти (на 676,7 млрд руб., или на 37,4%), прочим неналоговым доходам федерального бюджета (на 236,9 млрд руб., или на 85,3%); наибольшее увеличение в основном сложилось по прочим безвозмездным поступлениям в федеральный бюджет (на 1066,3 млрд руб., или в 4729,8 раза), акцизам на нефтяное сырье, направленное на переработку (на 436,2 млрд руб.), доходам от управления средствами ФНБ (на 283,3 млрд руб., или в 5,6 раза). По сравнению с 2019 г. объем доходов уменьшился на 1466,6 млрд руб., или на 7,3%», — отмечает СП.

При этом палата констатирует и то, что за 2020 г. объем резервного фонда правительства был увеличен на 4455,0 млрд руб. и составил 4469,8 млрд руб. Авторы документа отмечают: «Выделены бюджетные ассигнования в сумме 4059,3 млрд руб., из которых, по экспертной оценке Счетной палаты, 2855,6 млрд руб., или 70,3%, направлены на решение вопросов финансового обеспечения мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции».

Реакция Минфина

Денежные власти ответили на выводы СП в тот же день.

В сообщении Минфина сказано: «Объем государственного долга в 2020 г. увеличился на 5,4 трлн руб., однако его показатели не превысили безопасный уровень. Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется. Ведь показателем безопасного уровня госдолга является не только его общий объем, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированная структура без пиков платежей».

В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2021 г. предельный уровень госдолга по отношению к прогнозируемому объему ВВП составит 20,4% (в 2022 г. — 20,8%, в 2023 г. — 21,4%). Минфин подчеркивает, что при достижении данного уровня Россия «по-прежнему будет оставаться в числе стран с наиболее низким показателем долговой нагрузки госдолга, поэтому уровни вблизи 20% от ВВП представляются безопасными».