Торговля просветительской литературой временно может быть отнесена к социальному предпринимательству

| статьи | печать

Проектом федерального закона, который был подготовлен группой депутатов, предлагается отнести деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы, осуществляемую МСП, к категории социального предпринимательства.

В очередной раз оказать поддержку тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые занимаются распространением просветительской, справочной литературы, а также книг для подрастающего поколения, вознамерились депутаты Государственной Думы.

Это не первая попытка содействовать такого рода деятельности. Так, распоряжением Правительства РФ от 17.04.2017 № 719-р был утвержден Комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли, в котором было предусмотрено «создание условий для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих торговлю книгами и печатными средствами массовой информации в специализированных магазинах и павильонах, к субъектам социального предпринимательства». Однако данная мера так и не была реализована. Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“» ввел понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», а также предоставил право органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства.

В вышеуказанном законе право считаться социальным предпринимателем получили лица, осуществляющие выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Деятельность по розничной торговле книгами права считаться социальным предпринимательством не получила.

Между тем, отмечают авторы проекта, деятельность книгораспространителей, и прежде всего розничная торговля, безусловно выполняет важную социальную и культурно-просветительную функцию. Книгораспространители обеспечивают конституционное право граждан на доступ к культуре, неотъемлемой частью которой является книга, реализуют социально значимую книжную продукцию, в том числе детскую и развивающую, организуют мероприятия, имеющие целью пропаганду и продвижение книги и чтения.

По сведениям Российского книжного союза, по состоянию на июль 2019 г. в России насчитывалось около 5100 книжных магазинов. При этом порядка 30% из них составляют небольшие книжные магазины с годовым оборотом по книгам менее 15 млн руб. Именно книжные магазины остаются основным каналом реализации книг. На традиционные книжные магазины приходится 60% всех книжных продаж. Многие книжные магазины выступают культурными центрами, организующими культурные, образовательные и социально ориентированные мероприятия на бесплатной основе.

Депутаты предлагают внести изменение в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», допускающее возможность отнесения деятельности по реализации соответствующей книжной продукции к социальному предпринимательству, что даст возможность применять ставку НДС в 10%. Данное положение предположительно будет действовать до 31 декабря 2022 г. включительно.

Предложенная мера, надеются авторы проекта, даст импульс развитию отрасли, реализующей социально значимую продукцию. Это особенно актуально для субъектов Российской Федерации, где сложилась непростая экономическая ситуация с книгораспространением через систему небольших магазинов книжной торговли.

Документ зарегистрирован в Госдуме под № 1097411-7.