1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 133

Пандемия усилила тенденцию роста цен на лекарства и снижения их натуральных продаж

Российский фармрынок, по понятным причинам, сегодня в «топе» внимания, поэтому данные «Делойта» в СНГ о его развитии в 2019 г. и, главное, тенденциях за девять месяцев 2020 г. не могут не представлять интерес. Тем более, что в заголовке вектор его движения обозначен.

В 2019 г., по данным «Делойта» в СНГ, объем российского фармацевтического рынка в денежном выражении составил 1843 млрд руб., что на 9,5% выше показателя 2018 г. В долларовом эквиваленте объем рынка в 2019 г. увеличился на 3% и был равен около 27,6 млрд долл. США (в 2018 г. — 26,7 млрд долл.).

За девять месяцев 2020 г. объем фармацевтического рынка в денежном выражении составил 1284 млрд руб., что в годовом измерении выше на 10,6%. В долларовом эквиваленте объем рынка за девять месяцев 2020 г. практически не изменился по сравнению с данными за аналогичный период 2019 г. и составил 17,8 млрд долл.

Эксперты «Делойта» отмечают, что, несмотря на сложившуюся положительную динамику, доля России в мировом фармацевтическом рынке небольшая — около 2,2%. В расчете продаж на душу населения Россия занимает лишь 30-е место. По итогам 2019 г. среднедушевые продажи фармацевтической продукции в РФ составили 194 долл. по сравнению с 462 долл. в среднем по топ-30 зарубежных рынков.

Рынок по деньгам…

Впервые за много лет, констатируют авторы исследования, основным драйвером роста рынка в рублевом выражении стал государственный сегмент — по сравнению с показателем 2018 г. в 2019-м он увеличился на 23,9% за счет дополнительного вложения денежных средств в закупку лекарственных препаратов по национальным проектам. За девять месяцев 2020 г. объем государственного сегмента фармацевтического рынка в рублевом выражении вырос на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (с 421 млрд руб. до 464 млрд руб. соответственно).

Прирост коммерческого сегмента лекарственных препаратов в 2019 г. по сравнению с показателем 2018 г. был менее значительным — 3% в рублевом выражении. За девять месяцев 2020 г. его объем в денежном выражении составил 820 млрд руб., что год к году на 10,9% больше.

Положительная динамика рынка в рублевом выражении отразилась на оценке состояния отрасли фармацевтическими компаниями и компаниями отрасли медицинских изделий. По результатам опроса, проведенного «Делойтом» в 2020 г., 12 фармкомпаний из 21 оценили состояние фармацевтической отрасли и отрасли медицинских изделий как «скорее положительное», еще одна компания оценила состояние как «положительное». Положение собственной компании на рынке 19 респондентов оценили как «скорее положительное», и один — как «положительное». Авторы исследования отмечают, что, помимо роста рынка, позитивно на отрасли сказался и тот факт, что большинство компаний фармацевтической отрасли и отрасли медицинских изделий не останавливали свою деятельность в связи с распространением COVID-19.

…и натурально

В упаковках потребление лекарственных препаратов ушло в отрицательную зону после пятилетней положительной динамики. Причем, подчеркивают аналитики «Делойта», сокращение было не только по коммерческому, но и по сегменту государственных закупок, несмотря на ощутимый прирост рынка в рублевом выражении. В 2019 г. объем продаж лекарств в натуральном выражении упал на 2,4% и составил 6173 млн упаковок. Данная тенденция продолжилась в 2020 г. — за девять месяцев сокращение составило 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

В январе — сентябре 2020 г. продажи лекарственных препаратов в коммерческом сегменте в натуральном выражении снизились на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составили 3741 млн упаковок.

Что касается государственного сегмента, то эксперты «Делойта» констатируют снижение год к году продаж лекарственных препаратов в нем по данным за девять месяцев 2020 г. на 18,5% до 672 млн упаковок.

Средняя цена по упаковке

Средневзвешенная стоимость упаковки лекарственного препарата в государственном сегменте фармацевтического рынка в 2019 г. выросла на 31% до 535 руб. В 2020 г., по результатам исследования «Делойта», данный показатель продолжил увеличиваться и за девять месяцев достиг 690,1 руб. за упаковку, что больше, чем в 2019 г., на 29%.

В коммерческом же сегменте, отмечают исследователи, средневзвешенная стоимость упаковки лекарственного препарата в 2019 г. составила 199,3 руб., что выше показателя 2018 г. на 4,9%. По итогам девяти месяцев 2020 г. она выросла год к году еще на 9,9%.

При этом авторы исследования подсчитали, что за январь — сентябрь 2020 г. средневзвешенная стоимость упаковки лекарственного препарата в государственном сегменте фармацевтического рынка оказалась в 3,15 раза выше, чем в коммерческом.

Тенденции

Рост фармацевтического рынка в 2019 г. на 9,5% в рублевом выражении аналитики «Делойта» обусловливают следующими факторами: повышением цен на лекарственные препараты, смещением спроса в пользу более дорогих лекарственных препаратов и ростом доли государственного сегмента в рублевом выражении (с 26,9% в 2018 г. до 30,4% в 2019-м), средневзвешенная стоимость упаковки в котором традиционно выше, чем в коммерческом сегменте.

Также авторы исследования считают, что рост фармрынка в рублевом выражении за девять месяцев 2020 г. на 10,6% в годовом измерении произошел благодаря получившим свое продолжение и даже усилившимся из-за пандемии трендам 2019 г., связанным с повышением цен на лекарственные препараты и смещением спроса в пользу более дорогих лекарственных препаратов (который, полагают эксперты «Делойта», был частично обусловлен переходом потребителя на «большие упаковки»). При этом, как они отмечали ранее, в натуральном выражении продажи рынка продолжили свое снижение, начатое в 2019 г.

Среди трендов, вызванных распространением COVID-19, авторы исследования выделяют два фактора, оказавшие значительное влияние на фармацевтический рынок за девять месяцев 2020 г.:

  • первый — это изменение потребительских предпочтений, связанных с распространением COVID-19. Так, в I квартале 2020 г. наблюдался заметный рост продаж лекарственных препаратов (безрецептурных — на 106,2 млн упаковок по сравнению с I кварталом 2019 г., а рецептурных — на 64,9 млн соответственно), значительная часть которого приходилась на те препараты, которые в открытых информационных источниках были упомянуты в качестве предупреждающих заражение COVID-19 или помогающих облегчить его симптомы. Однако уже с апреля 2020 г. спрос начал падать. Так, с апреля по сентябрь объем продаж безрецептурных лекарственных препаратов сократился год к году на 176,7 млн упаковок, а рецептурных — на 61,2 млн упаковок. В результате этого, отмечают авторы исследования, объем продаж безрецептурных препаратов в упаковках по итогам девяти месяцев 2020 г. уменьшился на 70,5 млн упаковок при незначительном росте рецептурных препаратов на 3,7 млн упаковок;

  • второй — это ухудшение финансово-экономического положения и снижение покупательной способности населения, что, в частности, усилило тренд сокращения объема продаж лекарственных препаратов в натуральном выражении, начавшегося в 2019 г.

Помимо указанного выше снижения покупательной способности населения, аналитики «Делойта» отмечают, что сокращению объемов фармацевтического рынка за девять месяцев 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. в натуральном выражении способствовали также сложности при обращении маркированных лекарственных препаратов.

Стоит заметить, что выше представлена лишь часть данных и выводов исследования, а возможно, что ознакомиться с ним участникам и регуляторам российского фармрынка полезно более пристально — может быть, найдется повод подискутировать.


К сведению

Прогнозы

Авторы исследования «Делойта» собственные прогнозы по российскому и мировому фармацевтическому рынку не делают, но приводят интересную подборку оценок других аналитических центров.

Так, по данным Национального рейтингового агентства (НРА), основными драйверами роста в России данного рынка в средне- и долгосрочной перспективе будут являться увеличение государственных инвестиций в закупки фармацевтической продукции, а также реализация стратегии «Фарма-2030», которая в первую очередь направлена на повышение объемов экспорта российских препаратов, дальнейшее импортозамещение и локализацию производства как лекарственных препаратов, так и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ). По оценкам НРА, объем российского рынка к 2025 г. приблизится к 40 млрд долл. США (около 3 трлн руб.).

Прогноз российского фармацевтического рынка в рублевом выражении:

  • НРА на основе данных DSM Group — +10,2% в 2020 г.;

  • FitchSolutions — +5% в 2020 г. (–6,7% в долл. США), +6,2% в среднем в год до 2024 г. (4,2% в долл. США);

  • The Economist — +4,3% в среднем в год до 2024 г.

Прогноз мирового фармацевтического рынка в долларовом выражении:

  • НРА на основе данных IQVIA — +5,2% в 2020 г. и 5,3% — в 2021 г.;

  • GlobalInfoResearch — +3,2% в среднем в год до 2025 г.