Законы об АО и ООО поправят ради возможности сочетать разные формы реорганизации

| статьи | печать

Правительство РФ вынесло на общественное обсуждение финальный проект поправок, которые позволят совмещать и сочетать разные формы реорганизации юрлиц. Нормы об этом есть в Гражданском кодексе, но в федеральных законах от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.12.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об АО и Закон об ООО) подробных правил пока нет. Таким образом Правительство планирует устранить пробелы в правовом регулировании.

Возможность сочетать разные формы реорганизации предусмотрена ст. 57 Гражданского кодекса с 2014 г. Но на практике это использовалось редко из-за сложности процедуры и возможных претензий налоговых органов. Цель законопроекта о внесении изменений в законы об АО и ООО — подробно урегулировать реорганизацию, упростить порядок уведомления заинтересованных лиц и изменить правила регистрации итогов реорганизации в ЕГРЮЛ. Законопроект, если он будет принят, даст возможность осуществлять смешанные и совмещенные реорганизации юрлиц. Речь идет о сочетании разных форм реорганизации, разных организационно-правовых форм юрлиц, участвующих в реорганизации.

Одна из поправок, которые предлагают авторы инициативы из Минэкономразвития, — убрать промежуточные этапы из реорганизации. Например, сейчас при выделении или разделении и при последующем слиянии или присоединении в реестр юрлиц вносится запись о новом выделенном обществе. Согласно законопроекту такая запись будет не нужна, а выделенная часть старого юрлица сразу будет считаться частью нового.

Также в Законе об АО появятся правила о заключении о реорганизации. Проект предлагает прямое указание в законе о солидарной ответственности лиц, подписавших заключение о реорганизации, за недостоверность документа, предполагающего описание схемы реорганизации.

Так, предлагается внести, помимо прочего, в Закон об АО новую ст. 15.2 «Заключение о реорганизации». В этом документе, который должен представляться акционерам к общему собранию, должна быть обоснована необходимость и прописаны условия реорганизации, дана оценка ее целесообразности и последствий. Заключение утверждается советом директоров АО (или наблюдательным советом, единоличным или коллективным исполнительным органом), причем «лица, утвердившие заключение о реорганизации (проголосовавшие за утверждение заключения о реорганизации), при наличии их вины несут солидарную ответственность за убытки, причиненные акционерам» в случае наличия в документе недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации. По сути, речь идет о дорожной карте реорганизации. Ответственность совета директоров в таких ситуациях, в принципе, предусмотрена и сейчас, но кабмин предлагает зафиксировать ее в законе прямо и однозначно. Еще один защитный механизм, включенный в проект: договоры о присоединении, слиянии, разделении могут устанавливать особый порядок сделок или видов сделок в период реорганизации.

Что касается общей процедуры реорганизации, то ей будет посвящена ст. 15 Закона об АО. Реорганизация, согласно поправкам, может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (каждой из них будет посвящена отдельная глава). В Законе об АО будет закреплено положение о допустимости реорганизации общества с одновременным сочетанием различных ее форм. Допускается реорганизация общества с участием одного и более обществ и (или) юридических лиц, не являющихся обществами. В результате реорганизации могут создаваться хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы.

Общество будет считаться реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. А при реорганизации в форме присоединения к обществу другого юридического лица общество считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении присоединенного юридического лица.

В порядке и сроки, установленные ст. 60 ГК РФ, реорганизуемое общество обязано уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры с указанием формы реорганизации. При этом в случае если в реорганизации участвуют два и более юридических лица, уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации.

Также необходимо опубликовать в средствах массовой информации сообщение о своей реорганизации (если в процессе задействовано два и более юридических лица, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих).

Если решение о реорганизации общества принято единственным акционером общества, лица, обладающие правом требовать признания недействительным решения о реорганизации, могут направить соответствующее требование в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Договором о слиянии, о присоединении или решением о реорганизации общества в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения.

Особенностям реорганизации общества с одновременным сочетанием различных ее форм посвящена будущая ст. 15.1 Закона об АО.

Решения по каждой форме реорганизации, убеждены авторы поправок, должны приниматься общим собранием акционеров в рамках одной повестки дня.

Аналогичные изменения вносятся и в Закон об ООО. Корреспондирующие поправки предложено внести в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряд других нормативных актов.

Документ размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных актов под ID 02/04/11-20/00110288.