Принцип создания мировых судебных участков предлагается изменить

| статьи | печать

Сенаторы Е. Афанасьева и А. Пронюшкин намерены изменить подход к формированию судебных участков. В подготовленном ими законопроекте предлагается заменить существующий критерий создания судебного участка из расчета численности населения. Вместо этого предложено рассматривать целесообразность создания участка из расчета среднегодовой нагрузки на одного мирового судью и численности населения на одном участке (не менее 15 000 чел.).

В обоснование своей инициативы — поправить ст. 4 Федерального закона от 17.12.98 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — Закон о мировых судьях) — авторы ссылаются на мнение экспертного сообщества, неоднократно высказывавшееся в ходе обсуждений на самых разных площадках. По мнению экспертов, осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков приводит к неравномерному распределению между ними нагрузки по рассмотрению дел.

Действительно, согласно официальной статистике ВС РФ, в 2019 г. фактическое число судей составило 7255 чел. За 2019 г. ими рассмотрено 262 858 уголовных дел, 16 771 735 гражданских дел, 4 663 854 административных дел и 6 250 591 дел об административных правонарушениях. Путем несложных арифметических подсчетов нетрудно установить, что в среднем каждый судья в день рассматривает более 10 дел, если будет работать без выходных, отпусков, больничных. Авторы поправок считают такую нагрузку непомерной.

Они отмечают, что полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ. Деятельность мировых судей регулируется также рядом других нормативных правовых актов, в частности, согласно Федеральному закону от 29.12.99 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», на сегодняшний день общее количество судебных участков составляет 7433.

В соответствии с действующим законодательством мировые судьи являются судьями субъектов Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в пределах конкретного судебного района на строго определенных судебных участках. Целью осуществления мировым судьей деятельности в пределах судебного участка является приближение суда к населению. Судебный участок создается из расчета численности населения 15 000—23 000 чел. Если в административно-территориальном образовании численность населения составляет менее 15 000 чел., создается один судебный участок. В зависимости от численности жителей в конкретной местности судебный район может делиться на несколько судебных участков. При этом, как отмечают правоведы, отсутствуют критерии для образования судебных участков, если есть возможность образовать большее их количество при меньшем количестве обслуживаемого населения. Согласно положениям Закона о мировых судьях, их число и количество судебных участков в субъекте Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с ВС РФ, либо по инициативе самого ВС РФ, согласованной с субъектом. Таким образом, субъект Федерации фактически может только просить установить необходимую для него численность мировых судей, в то время как для образования нового судебного участка требуются согласованные действия и федеральных органов власти, и региональных. Данную процедуру сенаторы считают довольно сложной, громоздкой и затратной.

В целях оптимизации нагрузки на мировых судей члены Совета Федерации и внесли в Госдуму проект, зарегистрированный под № 1044989-7.

Законопроектом предлагается дополнить ст. 4 Закона о мировых судьях положением, которое позволит рассматривать целесообразность создания участка из расчета одновременно среднегодовой нагрузки на одного мирового судью и численности населения на одном участке (не менее 15 000 чел.). Критерий среднегодовой нагрузки предлагается устанавливать в ходе согласования ВС РФ и властей регионов, из расчета процентного соотношения количества дел, рассматриваемых мировыми судьями, к общему количеству дел, подсудных судам общей юрисдикции.

По мнению авторов законопроекта, предлагаемые поправки позволят улучшить качество судопроизводства в субъектах Российской Федерации.