Принудительное лицензирование: за и против

| статьи | печать

Важность инициативы о создании Фармреестра патентных прав на действующие вещества подчеркнул и Павел Садовский, руководитель практики интеллектуальной собственности / TMT АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Он высказал мнение, что эта инициатива направлена не только на защиту интересов оригинаторов лекарственных средств, но и учитывает интересы производителей дженериков, потому что процедура предусматривает регистрацию права на действующее вещество, охраняемое так называемым базовым, «первичным» патентом. В этом случае производитель дженерика не сможет вывести свой препарат на рынок только до истечения срока действия базового патента, а не по истечении всех возможных «вторичных» патентов соответствующего оригинатора. А ведь использование «вторичных патентов» — это одна из самых распространенных уловок разработчиков, используемая для того, чтобы практически бессрочно занимать монопольное положение на рынке.

Павел Садовский затронул и другие новеллы законодательства, ориентированного на регулирование фармрынка. Он отметил важные законодательные инициативы для оригинаторов и дженериковых компаний, а также обратил внимание на отсутствие в практике единых подходов по ряду процессуальных вопросов, в частности, по отношению к судебной экспертизе. По словам юриста, до сих пор встречаются случаи, когда суды не назначают судебную экспертизу, а самостоятельно разрешают сложнейшие химико-патентоведческие вопросы. В такой ситуации важно уметь вовремя убедить суд в необходимости проведения экспертизы либо впоследствии использовать факт отсутствия экспертизы для отмены состоявшегося судебного решения.

Владислав Маличенко, руководитель отдела вывода препаратов на рынок «Новартис Онкология», поведал о международных аспектах применения принудительного лицензирования в условиях чрезвычайной ситуации, какой для человечества, безусловно, стала пандемия. По словам эксперта, принудительное лицензирование постоянно фигурирует в обсуждениях на международном уровне в отношении обеспечения всеобщего доступа к необходимым технологиям здравоохранения.

Владислав отметил, что большинство региональных торговых соглашений содержат положения, которые вводят дополнительные меры защиты интеллектуальных прав разработчиков, особенно в отношении технологий здравоохранения. Подобные соглашения заключаются между странами с разным уровнем экономического развития в рамках процессов экономической интеграции для получения взаимных преференций и обеспечения сбалансированного развития по всем областям промышленности, включая и фармацевтическую отрасль. «Если принудительное лицензирование в каком-либо государстве станет систематическим трендом, то это окажет влияние на инвестиционную привлекательность рынка», — отметил спикер.

О развитии принудительного лицензирования в России рассказала и Вера Рихтерман, партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Она отметила, что иски о предоставлении принудительной лицензии — это кульминация споров в области интеллектуальных прав, и вскоре они могут затронуть не только производителей лекарственных препаратов, но и инноваторов из других отраслей промышленности.

Вера Рихтерман рассказала, каким образом производителям дженериков удается получать принудительные лицензии в России, и описала, как патентообладатели могут противостоять подобным попыткам захвата своей интеллектуальной собственности. Например, докладчик отметила, что при рассмотрении таких дел особое значение будут иметь экспертные мнения от специалистов в области патентоведения и экономики, разъяснения профильных министерств и ведомств, использование адвокатских запросов и подготовка правовых заключений.