Расширить перечень случаев возмещения убытков, причиненных ущемлением прав владельцев недвижимости, предложило правительство

| статьи | печать

Кабмин внес в Госдуму законопроект, которым предлагается уточнить положения Земельного кодекса о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка действиями органов власти или местного самоуправления в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий. Инициаторы поправок намерены уточнить случаи, когда при ограничении прав землевладельцев убытки возмещаются в полном объеме. Это касается и упущенной выгоды.

Убытки собственникам и арендаторам земли, чьи права были ограничены государственными органами, должны быть возмещены в полном объеме, даже когда действия властей были правомерными. Таков основной посыл проекта изменений в Земельный кодекс РФ. Документ внесен в Госдуму Правительством РФ (зарегистрирован в электронной базе нижней палаты под № 1023318-7). Основанием для его разработки послужило постановление Конституционного суда РФ от 05.03.2020 № 11–П.

Судебное разбирательство в КС РФ проводилось в связи с обращением владелицы участка земли в Новгородской области. Когда в 2009 г. женщина купила участок для индивидуального жилищного строительства, кадастровая стоимость приобретенной недвижимости составляла 5,8 млн руб. Спустя шесть лет областное правительство утвердило границы охранной территории местного монастыря, памятника культурного наследия федерального значения. В эти границы попала и земля гражданки. Вид разрешенного использования изменился на «земельные участки (территории) общего пользования», а его кадастровая стоимость, соответственно, снизилась до 1 руб. Добиться не то что справедливой, а хоть какой-либо компенсации за частную собственность, которой стало фактически невозможно пользоваться, женщина не смогла даже в судах.

Суды нижестоящих инстанций, отказывая собственнице земли, ссылались на п. 1 ст. 57 Земельного кодекса. По их мнению, согласно этой норме возмещение возможно только в отношении убытков, причиненных именно изменением целевого назначения земельного участка при переводе из состава земель одной категории в другую. Заявительнице же убытки причинены установлением иных ограничений права собственности — постановлениями Правительства Новгородской области категория земель не менялась, ими утверждены режимы использования земель — специальные дополнительные ограничения в использовании земельного участка, вводимые в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

КС РФ признал подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в их действующей редакции не соответствующими Конституции ввиду неопределенности, которая не позволяет однозначно определить условия возмещения убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий. КС РФ также отметил, что законодательные предписания в сфере гарантий права собственности должны обладать максимальной степенью ясности, не допускающей противоречивого их толкования в правоприменительной практике, и предписал пересмотреть основания возмещения убытков.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, вышеозначенная неопределенность нормы ст. 57 ЗК РФ обусловлена, помимо прочего, отсутствием необходимой ясности в вопросе о правовой природе предусмотренного этой статьей института возмещения убытков при ограничении прав владельцев земельных участков и, соответственно, о природе юридических оснований для компенсации.

В связи с этим законопроектом предлагается уточнить случаи, в связи с которыми возникающие из-за ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков убытки подлежат возмещению.

Законопроект предлагает в полном объеме возмещать убытки в связи с:

  • установлением зон с особыми условиями использования территорий;

  • установлением сервитута;

  • установлением публичного сервитута;

  • резервированием земельного участка для государственных и муниципальных нужд;

  • изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания или расширения особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей;

  • установлением или изменением границ населенных пунктов, а также включением земельных участков в границы населенных пунктов.