1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 127

Нововведения в порядке эмиссии ценных бумаг: какие улучшения ждут эмитентов

В законодательство о рынке ценных бумаг в конце 2018 г. были внесены масштабные изменения, которые вступали в силу поэтапно, большая часть изменений пришлась на 2020 г. В целом изменения можно охарактеризовать как либерализацию требований к выпуску ценных бумаг. Так, например, расширен круг лиц, осуществляющих регистрацию выпуска ценных бумаг, исключен ряд обязательных документов из состава эмиссионной документации, сокращены сроки регистрации решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Подробнее об этих и других нововведениях — в нашем материале.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» содержит в себе существенные изменения процедуры эмиссии ценных бумаг, которая существовала к моменту его принятия уже 16 лет. Основное изменение заключалось в том, что эмиссионные ценные бумаги больше не могли быть документарными — сертификаты облигаций ушли в прошлое. В течение года юридическое сообщество ждало обновления, так называемых Стандартов эмиссии. Уже после окончательного вступления Федерального закона № 514-ФЗ в силу, 21 апреля 2020 г., Министерством юстиции Российской Федерации были зарегистрированы новые Стандарты эмиссии — Положение Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг», действующее с 11 мая 2020 г. Документ закрепляет и детализирует проведенную реформу порядка эмиссии, объединяет регулирование кредитных и некредитных организаций.

Основной целью принятия как изменений в законодательство о рынке ценных бумаг, так и нового Положения стало стремление упростить существующую процедуру. В целом основные нововведения можно разделить на несколько блоков:

  • расширение круга регистрирующих организаций;

  • изменение порядка эмиссии акций при учреждении акционерного общества;

  • изменения, касающиеся эмиссионной документации;

  • сокращение сроков регистрации решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Регистрирующие организации

Теперь регистрацию выпусков ценных бумаг может осуществлять не только Банк России, но и, как называет их закон, регистрирующие организации. Именно поэтому из названия данного этапа эмиссии исключено слово «государственная».

Регистрирующими организациями могут являться:

  • регистратор (регистрация выпусков при учреждении акционерных обществ; регистрация выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы);

  • биржа (биржевые облигации);

  • центральный депозитарий (коммерческие облигации).

Новыми Стандартами эмиссии достаточно подробно урегулирован порядок регистрации выпусков акций регистратором при учреждении акционерного общества и порядок размещения таких ценных бумаг. Определен список документов, представляемых эмитентом, условия их представления, действия регистратора при проведении операций, связанных с размещением акций.

Интересной новеллой новых Стандартов эмиссии является также регулирование регистрации регистратором выпусков акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы. Поскольку Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу одновременно с Федеральным законом № 514-ФЗ, пока сложно предположить, как будет работать регулирование, так как практика еще не сложилась.

Регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями осуществляется на основании договора, который эмитент заключает с соответствующей регистрирующей организацией. Здесь важно, что именно действия самой регистрирующей организации (без участия Банка России) будут являться регистрацией выпуска — государственная пошлина за них не уплачивается, а стоимость определяется договором. Нужно отметить, что, если процедура происходит при учреждении акционерного общества, соответствующий договор может быть заключен только с регистратором, который утвержден решением об учреждении такого общества и, соответственно, в дальнейшем будет вести учет прав на его акции.

Существенным упрощением процедуры эмиссии ценных бумаг является также то, что при регистрации выпуска регистрирующей организацией нет необходимости дополнительно регистрировать отчет об итогах выпуска, поскольку она обязана самостоятельно направить в Банк России уведомление об итогах выпуска. Оно подписывается генеральным директором регистрирующей организации, который подтверждает достоверность представленных сведений и несет совместно с регистратором субсидиарную ответственность за возможные убытки.

Эмиссия акций при учреждении акционерного общества

Основное изменение алгоритма эмиссии при учреждении акционерного общества заключается в том, что внесение в ЕГРЮЛ записи о создании акционерного общества путем учреждения будет возможно только после регистрации выпуска акций, подлежащего размещению при учреждении.

Эти изменения можно оценить скорее как положительные, потому что до сих пор существуют акционерные общества, которые не зарегистрировали выпуск акций и отчет об итогах выпуска после создания и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ — нарушение же эмитентом установленного порядка эмиссии ценных бумаг в соответствии с КоАП РФ влечет штраф в размере от 500 000 до 700 000 руб. (ст. 15.17 КоАП).

Теперь в отсутствие регистрации выпуска налоговые органы просто не зарегистрируют общество. При этом выпуск будет аннулирован, если в течение одного года со дня его регистрации запись о создании эмитента не будет внесена в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 26.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее — ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Если выпуск акций при учреждении регистрирует регистратор, то заявителем при государственной регистрации акционерного общества в ЕГРЮЛ может быть лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа регистратора, если это предусмотрено договором о регистрации выпуска акций (ст. 20.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

В случае если заявителем при государственной регистрации акционерного общества в ЕГРЮЛ являются его учредители, оно должно уведомить регистратора о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ не позднее пяти рабочих дней со дня государственной регистрации (п. 7 ст. 26.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Важно, что изменения коснулись не только порядка этапов эмиссии в рамках учреждения акционерного общества, но и их содержания в целом. Так, в редакции Федерального закона № 514-ФЗ утверждать решение о выпуске ценных бумаг требуется только в определенных ФЗ «О рынке ценных бумаг» случаях. При этом для большинства хозяйственных обществ новое положение не имеет значения — как разъяснил Банк России в информационном письме от 10.03.2020 № ИН-06-28/14, такой этап, как утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, после 01.01.2020 продолжает оставаться обязательным этапом процедуры для эмиссии акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. Указанное положение относится к облигациям, не конвертируемым в акции: теперь решение об их выпуске не требует его утверждения советом директоров хозяйственного общества независимо от наличия либо отсутствия в уставе хозяйственного общества общей компетенции совета директоров на утверждение решения о выпуске ценных бумаг.


Алгоритм эмиссии при учреждении АО



Эмиссионная документация

В отношении эмиссионной документации также внесен ряд важных процедурных изменений, а также исключены некоторые документы, которые ранее были обязательны к представлению (анкета эмитента, копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента).

С 01.01.2020 институт предварительного рассмотрения документов был расширен — Банк России обязан осуществить такое рассмотрение по заявлению любого эмитента даже при отсутствии в документации проспекта ценных бумаг (ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Кроме того, документы для регистрации выпуска теперь могут быть представлены в электронной форме, и, соответственно, в последующем может быть получена электронная отметка об их регистрации. Данная возможность существует при регистрации как через Банк России, так и через регистрирующую организацию. В первом случае используется официальный сайт Банка России, во втором — сайт организации или личный кабинет эмитента.

Порядок представления документов на регистрацию в электронной форме регламентирован Стандартами эмиссии — в соответствии с ними данный процесс будет осуществляться аналогично с порядком, установленным для взаимодействия с некредитными финансовыми организациями. В частности, электронные документы должны будут направляться в Банк России с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи через личный кабинет, для активации которого эмитент будет обязан направить уведомление об использовании личного кабинета. Стандартами эмиссии определен порядок и формат хранения указанных документов. Регистрирующая организация, в свою очередь, должна принять внутренний документ (правила) взаимодействия с эмитентами с использованием электронных документов и разместить их на своем официальном сайте.

Теперь остановимся на изменениях требований к наиболее важным документам, входящим в эмиссионную документацию.

Решение о выпуске ценных бумаг и условия размещения ценных бумаг

Если ранее решение о выпуске ценных бумаг являлось достаточно объемным документом, который содержал в том числе условия размещения ценных бумаг, то теперь оно включает в себя только четыре вида информации:

  • вид, категорию, тип ценных бумаг;

  • номинальную стоимость ценных бумаг;

  • права владельцев ценных бумаг;

  • иные сведения (реквизиты).

Нужно отметить, что решение о выпуске ценных бумаг теперь может подписывать не только единоличный исполнительный орган эмитента, но и уполномоченное им должностное лицо.

Решение — это единственный документ, который сопровождает ценные бумаги на протяжении всего их существования. При этом оно регистрируется только один раз — при регистрации самого выпуска. «Решение о дополнительном выпуске ценных бумаг» законодательством и Стандартами эмиссии не предусмотрено.

Условия же выпуска ценных бумаг теперь вынесены в отдельный документ. Также они могут включаться в проспект ценных бумаг (но не в решение о выпуске), например, если регистрируется выпуск акций и конвертируемых в них ценных бумаг. Весь объем информации, который до 01.01.2020 содержался в решении о выпуске ценных бумаг (количество размещаемых ценных бумаг, срок такого размещения, порядок их приобретения и иные сведения), теперь входит в условия размещения — они утверждаются и регистрируются аналогично. При дополнительном выпуске ценных бумаг именно условия размещения представляются вместе с ним на регистрацию Банком России или регистрирующей организацией.

Требования к содержанию и форме как решения о выпуске ценных бумаг, так и документа, содержащего условия размещения ценных бумаг (в зависимости от вида ценных бумаг и способа их размещения), устанавливаются приложениями к Стандартам эмиссии.

Проспект ценных бумаг

Уточнено содержание проспекта акций в связи с изменениями, внесенными в законодательство о рынке ценных бумаг, а также добавлены требования по представлению аудиторского заключения, консолидированной/индивидуальной финансовой отчетности и условий размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (ст. 22 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Кроме того, теперь проспект может быть зарегистрирован в отношении ценных бумаг не только одного, а сразу нескольких выпусков. Разместить ценные бумаги, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, необходимо в течение одного года со дня его регистрации — иначе нужно будет регистрировать новый проспект.

Вместо проспекта акций эмитент ценных бумаг, которые не являются акциями, ценными бумагами, конвертируемыми в акции, или облигациями субординированного облигационного займа, может представить в Банк России уведомление о его составлении. Это допускается, если соблюдается одновременное наличие всех условий, предусмотренных Стандартами эмиссии: создание эмитента не менее трех лет назад, отсутствие введенных процедур банкротства, отсутствие нарушений и др. Форма уведомления и требования к его содержанию устанавливаются Стандартами эмиссии.

Сертификат ценных бумаг

При подготовке Федерального закона № 514-ФЗ решался вопрос о необходимости сохранения деления эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные. Было решено, что эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарными. Как следствие, был упразднен сертификат облигаций как документ, удостоверявший права владельцев на ценные бумаги.

В результате этих изменений права владельцев ценных бумаг подтверждаются записями на лицевых счетах в реестре, который ведет регистратор, или по счетам депо в депозитариях — в случае учета прав в депозитарии.

Сертификат удостоверял совокупность прав на определенное количество ценных бумаг. С целью упрощения обращения документарных эмиссионных ценных бумаг использовался сертификат ценной бумаги, который передавался на централизованное хранение в депозитарий. Это позволяло приравнивать режим документарных ценных бумаг к бездокументарному.

Федеральный закон № 514-ФЗ ввел централизованный учет бездокументарных облигаций вместо централизованного хранения документарных облигаций. При централизованном учете прав на облигации ведение реестра владельцев таких облигаций не происходит. Права владельцев на ценные бумаги с централизованным учетом прав удостоверяются записями по счетам депо в депозитарии, осуществляющем такой учет, а в случае учета прав на такие ценные бумаги в других депозитариях — записями по счетам депо в указанных депозитариях.

Отказ от сертификатов позволяет решить проблему дублирования описания прав по облигациям в сертификате и в решении о выпуске ценных бумаг. Теперь сведения о правах владельцев эмиссионных ценных бумаг будут содержаться только в решении о выпуске ценных бумаг.

Внесение изменений в эмиссионную документацию

С 01.01.2020 изменение объема прав, номинальной стоимости (в том числе при консолидации и дроблении) ценных бумаг осуществляется путем внесения изменений в ранее зарегистрированное решение о выпуске. Изменения должны быть зарегистрированы в установленном для регистрации решения о выпуске ценных бумаг порядке. То есть в связи с внесенными изменениями сокращен список способов размещения ценных бумаг (в частности акций).

В развитие указанных положений закона Стандартами эмиссии подробно урегулирован порядок внесения изменений в эмиссионную документацию.

«Зеленые» облигации

Новыми Стандартами впервые предусмотрены правила эмиссии облигаций с целевым использованием денежных средств, полученных от их размещения. Впервые установлены правила для эмитентов, планирующих выпускать «зеленые», социальные и инфраструктурные облигации.

«Зеленые» облигации отличаются целью привлечения средств — могут выпускаться исключительно для финансирования проектов, связанных с улучшением и сохранением окружающей среды. Чаще всего с помощью «зеленых» облигаций финансируются предприятия альтернативной энергетики.

В зарубежной практике для эмитентов и инвесторов в «зеленые» облигации предусмотрены преимущества по сравнению с обычными облигациями, это: освобождение их владельцев от налогов, субсидирование купонной ставки, расширение круга инвесторов.

В России пока работает только опция по субсидированию ставки. Специальные налоговые послабления для владельцев облигаций не предусмотрены, а инвестиции НПФ, страховщиков, иных институциональных инвесторов пока малодоступны.

В новых Стандартах эмиссии установлены дополнительные требования к содержанию решений о выпуске таких облигаций, документам, представляемым при их регистрации, а также дополнительные основания для их досрочного погашения. Для того чтобы облигации могли признаваться «зелеными», решение о выпуске ценных бумаг должно содержать такие условия: цели эмиссии (сохранение и охрана окружающей среды) и механизм контроля за целевым использованием денежных средств; описание проекта должно быть выполнено с указанием количественных и качественных показателей положительного воздействия проекта на окружающую среду; политику и процедуры эмитента; положение о досрочном погашении облигаций в случае нарушения эмитентом условия о целевом использовании денежных средств; информацию о юридическом лице, которое подготовило заключение о соответствии проекта российским или международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии или «зеленого» финансирования; обязательство по раскрытию информации о целевом использовании денежных средств.

Сроки регистрации

Сроки регистрации решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг также претерпели изменения.

Новые Стандарты эмиссии не применяются к эмиссии ценных бумаг, выпуски которых зарегистрированы до 01.01.2020.

Регистрационные сроки           


До 01.01.2020

После 01.01.2020

Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг

20 календарных дней

15 рабочих дней

Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг (если сопровождается проспектом акций)

30 календарных дней

20 рабочих дней

Предварительное рассмотрение документов

30 календарных дней

20 рабочих дней

Приостановление срока регистрации (не более чем на…)

30 календарных дней

20 рабочих дней

Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг

14 календарных дней

10 рабочих дней


Способы размещения акций после 01.01.2020