Новая редакция проекта Процессуального КоАП доступна для обсуждения

| статьи | печать

Минюст России представил для повторного публичного обсуждения проект федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Как отмечается, предыдущая редакция документа была доработана с учетом замечаний и предложений, поступивших по итогам общественного обсуждения, проходившего в период с 30 января по 27 февраля.

Необходимость подготовки Процессуального КоАП авторы инициативы обуславливают тем, что задуманное законодателем реформирование института административной ответственности будет неполным и незавершенным без совершенствования процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях. В частности, речь идет о порядке привлечения к административной ответственности и обжалования соответствующих актов органов административной юрисдикции. Помимо этого, появление нового кодекса поможет укрепить судебный контроль за действиями последних.

Предполагается, что из действующего КоАП РФ в Процессуальный кодекс «перекочуют» нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях. При этом, что важно отметить, авторы проекта намерены сохранить подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами регулируется арбитражным процессуальным законодательством.

В отличие от прежней версии проект закрепляет институт реабилитации необоснованного привлечения лица к административной ответственности. Право на реабилитацию будет включать в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, причиненного физлицу, либо вреда, причиненного деловой репутации юрлица, и восстановление в иных правах. В действующем КоАП РФ решение подобных вопросов не предусмотрено.

Еще одним нововведением станет предусмотренная документом 50%-ная скидка при оплате всех административных штрафов в течение двадцати дней с момента вынесения постановления (сегодня эта стимулирующая мера распространяется только на нарушения ПДД). Скидкой не смогут воспользоваться лишь грубые нарушители. Вводится и так называемый институт состязательности: при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде сможет участвовать должностное лицо. Речь идет о новом процессуальном статусе — должностное лицо будет обязано доказывать вину правонарушителя, если судья сочтет это необходимым. Минюст надеется, что в результате введения принципа состязательности у участников процесса будут равные права.

В проекте Процессуального КоАП РФ также предусматривается отдельная статья (2.17), не допускающая рассмотрение должностным лицом дела об административном правонарушении, если это должностное лицо ранее участвовало в проведении контрольно-надзорного мероприятия и составило по его окончании акт об административном правонарушении, либо является родственником участника производства по делу об административном правонарушении, либо каким-то образом заинтересовано в разрешении дела. Такая норма, по мнению разработчиков проекта, будет способствовать предотвращению конфликта интересов.

Важной новеллой являются положения, регламентирующие порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство. При этом сохранен институт единоличного рассмотрения дел об административных правонарушениях судом.

Проект включает в себя и нормы о переводе документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат. В частности, предусматривается порядок использования электронных документов участниками производства по делам об административных правонарушениях, возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в форме электронного документа, а также возможность извещения участников с использованием портала «Госуслуги» и (или) через личный кабинет участника судебного процесса. Предполагается, что указанные нововведения будут способствовать оперативности информирования участников производства.

Общественное обсуждение проекта продлится до 5 июля. Документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/06-20/00102945).