1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 87

Новая редакция проекта Процессуального КоАП доступна для обсуждения

Минюст России представил для повторного публичного обсуждения проект федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Как отмечается, предыдущая редакция документа была доработана с учетом замечаний и предложений, поступивших по итогам общественного обсуждения, проходившего в период с 30 января по 27 февраля.

Необходимость подготовки Процессуального КоАП авторы инициативы обуславливают тем, что задуманное законодателем реформирование института административной ответственности будет неполным и незавершенным без совершенствования процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях. В частности, речь идет о порядке привлечения к административной ответственности и обжалования соответствующих актов органов административной юрисдикции. Помимо этого, появление нового кодекса поможет укрепить судебный контроль за действиями последних.

Предполагается, что из действующего КоАП РФ в Процессуальный кодекс «перекочуют» нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях. При этом, что важно отметить, авторы проекта намерены сохранить подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами регулируется арбитражным процессуальным законодательством.

В отличие от прежней версии проект закрепляет институт реабилитации необоснованного привлечения лица к административной ответственности. Право на реабилитацию будет включать в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, причиненного физлицу, либо вреда, причиненного деловой репутации юрлица, и восстановление в иных правах. В действующем КоАП РФ решение подобных вопросов не предусмотрено.

Еще одним нововведением станет предусмотренная документом 50%-ная скидка при оплате всех административных штрафов в течение двадцати дней с момента вынесения постановления (сегодня эта стимулирующая мера распространяется только на нарушения ПДД). Скидкой не смогут воспользоваться лишь грубые нарушители. Вводится и так называемый институт состязательности: при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде сможет участвовать должностное лицо. Речь идет о новом процессуальном статусе — должностное лицо будет обязано доказывать вину правонарушителя, если судья сочтет это необходимым. Минюст надеется, что в результате введения принципа состязательности у участников процесса будут равные права.

В проекте Процессуального КоАП РФ также предусматривается отдельная статья (2.17), не допускающая рассмотрение должностным лицом дела об административном правонарушении, если это должностное лицо ранее участвовало в проведении контрольно-надзорного мероприятия и составило по его окончании акт об административном правонарушении, либо является родственником участника производства по делу об административном правонарушении, либо каким-то образом заинтересовано в разрешении дела. Такая норма, по мнению разработчиков проекта, будет способствовать предотвращению конфликта интересов.

Важной новеллой являются положения, регламентирующие порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство. При этом сохранен институт единоличного рассмотрения дел об административных правонарушениях судом.

Проект включает в себя и нормы о переводе документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат. В частности, предусматривается порядок использования электронных документов участниками производства по делам об административных правонарушениях, возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в форме электронного документа, а также возможность извещения участников с использованием портала «Госуслуги» и (или) через личный кабинет участника судебного процесса. Предполагается, что указанные нововведения будут способствовать оперативности информирования участников производства.

Общественное обсуждение проекта продлится до 5 июля. Документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/06-20/00102945).