Раскрытие информации: какие обязанности есть у корпораций и какая ответственность грозит за их нарушение?

| статьи | печать

В условиях стремительной глобализации экономики, когда любые нарушения могут привести к масштабным и серьезным последствиям, приоритет в предпринимательской сфере отдается таким принципам, как публичность и открытость деятельности участников рынка. Для публичных компаний, которые занимаются эмиссией ценных бумаг, принцип публичности кристаллизуется в такое важное правило, как требование о раскрытии информации. О том, какие обязанности есть у корпораций в этой сфере и какая ответственность грозит за невыполнение требований закона, читайте в материале.

Раскрытие информации подразумевает совокупность предпринимаемых компаниями — эмитентами ценных бумаг мер, целью которых является информирование акционеров, органов государственной власти и иных участников рынка ценных бумаг, по раскрытию информации об их хозяйственной деятельности и иной деятельности, предусмотренной законодательством о раскрытии информации.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы раскрытия информации публичными компаниями, является Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение № 454-П).

В соответствии с нормами вышеуказанного Положения № 454-П, субъектами, обязанными совершать раскрытие информации, являются публичные акционерные общества и непубличные акционерные общества, которые осуществляют или осуществили публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также непубличные акционерные общества с числом акционеров больше 50 (п. 69.1 Положения № 454-П).

К информации, подлежащей обязательному раскрытию, Положение № 454-П относит, в частности:

  • годовой отчет публичного акционерного общества;

  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

  • устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность органов публичного акционерного общества;

  • сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества;

  • решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг публичного акционерного общества;

  • уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;

  • уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества;

  • иные существенные сведения, установленные законодательством.

Как правило, публичные компании осуществляют раскрытие сведений на апробированных публичных источниках, размещая там всю необходимую информацию о компании. Также раскрытием может считаться размещение соответствующей информации на сайте самой компании.

Крупные и уважающие себя участники рынка отнюдь не пренебрегают раскрытием информации, поэтому во многих компаниях существуют целые департаменты и отделы, которые занимаются исключительно вопросами раскрытия информации. Однако существуют компании, которые сталкиваются с рядом проблем или не уделяют должного внимания вопросам раскрытия информации, в связи с чем привлекаются к соответствующей ответственности.

Какие могут быть нарушения в сфере раскрытия информации?

К основным нарушениям, которые могут допускать эмитенты в части раскрытия существенной информации, можно отнести следующие.

  • Нераскрытие информации.

Данное нарушение связано прежде всего с тем, что компании неправильно определяют себя в качестве акционерных обществ, которые по закону обязаны осуществлять раскрытие. Как правило, данные нарушения выявляются либо при проверках компаний контрольно-надзорными органами на предмет раскрытия либо при подаче компаниями заявлений в соответствующие подразделения Центрального банка (например, для целей регистрации выпуска ценных бумаг). Если компания пребывает в неуверенности относительно своего статуса эмитента, обязанного раскрывать информацию, то ей рекомендуется обратиться в ЦБ РФ с запросом с целью выявления наличия такого статуса.

Помимо прочего, может иметь место такое нарушение, как неполное раскрытие информации. Это связано прежде всего с некачественной подготовкой соответствующей документации, которая подлежит раскрытию, поэтому необходимо достаточно серьезно подходить к процессу оформления всех необходимых документов, что требует, безусловно, высококвалифицированной юридической помощи.

Существуют также и ситуации, при которых компании могут умышленно не раскрывать информацию о себе. В любом случае это влечет санкции в виде штрафа и иных мер в отношении компаний-нарушителей.

  • Раскрытие информации позже установленного срока.

Что касается данного нарушения, то здесь важно понимать, в какой срок должны быть раскрыты те или иные сведения относительно деятельности публичной компании. Для каждого документа, подлежащего официальному раскрытию в ленте новостей или в интернете, существует свой срок раскрытия информации, который необходимо соблюдать. Как правило, этот срок колеблется от одного до трех дней с момента составления того или иного отчета, документа и т.п.

Так, например, бухгалтерская отчетность общества должна быть раскрыта путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 71.4 Положения № 454-П).

Годовой отчет акционерного общества, в свою очередь, должен быть опубликован в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества (п. 70.6 Положения № 454-П).

Возможность привлечения к ответственности за несвоевременное раскрытие годового отчета подтверждается действующей судебной практикой.

Пример из практики

В одном деле АО «Завод „Фиолент“» оспаривало решение ЦБ РФ о привлечении к административной ответственности за нарушение срока раскрытия информации о годовом отчете общества. Годовой отчет общества был опубликован с нарушением предусмотренного законом срока в 21 день, в связи с чем на АО «Завод „Фиолент“» был наложен штраф в размере 350 000 руб. Суды трех инстанций отказали в иске акционерному обществу.

Постановление АС Центрального округа от 06.08.2019 № Ф10-3043/2019 по делу № А83-19804/2018

Аналогичное дело о привлечении к административной ответственности за нарушение срока раскрытия бухгалтерской отчетности отражено в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.08.2010 по делу № А65-35895/2009.

Соответственно, нарушение любого срока, предусмотренного для каждого документа из списка выше, может влечь соответствующие негативные последствия для компании-нарушителя. При этом суды не считают такие правонарушения малозначительными.

  • Нарушение требований по обеспечению свободного и необременительного доступа к раскрытой информации в течение установленного срока.

В данном случае речь идет о том, что лица, желающие ознакомиться с информацией, размещаемой публичными компаниями, сталкиваются с некоторыми препятствиями при попытке попасть на те или иные информационные ресурсы, где содержится информация, подлежащая раскрытию. Соответственно, необходимо на регулярной основе оптимизировать работу порталов, где осуществляется раскрытие информации, а также, по возможности, заключать договоры с теми агентами, размещающими информацию, которые могут гарантировать беспрепятственный доступ к раскрытой информации в течение установленного срока.

  • Раскрытие недостоверной или неполной информации.

Раскрытие недостоверной или неполной информации может быть также связано с упущениями в рамках работы по подготовке документов и отчетов, подлежащих раскрытию. Действительно, Положением № 454-П ЦБ РФ предусмотрен достаточно обширный перечень документов, подлежащих раскрытию, которые при этом достаточно затруднительно составлять и держать в актуализированном виде. Более того, сама по себе процедура раскрытия для каждого документа сложна и довольно запутанна, поэтому ошибки в этой процедуре допускаются довольно часто.

  • Отсутствие указания оснований, в силу которых информация, раскрытие которой требуется, эмитентом не раскрыта.

В случае с данным нарушением все предельно ясно — для того, чтобы оставлять те или иные сведения нераскрытыми, необходимо иметь веские и предусмотренные на то законом основания. И компания обязана указывать на эти основания в случае отказа в раскрытии сведений.

Ответственность за нарушения в сфере раскрытия информации эмитентами ценных бумаг

За нарушения, допускаемые эмитентами ценных бумаг, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 15.19 КоАП РФ «Нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках» и ст. 185, 185.1 УК РФ. Юридические лица — нарушители несут административную ответственность в виде административного штрафа, сумма которого колеблется, в зависимости от серьезности нарушения, от 500 000 до 1 млн руб.

КоАП РФ выделяет следующие нарушения в сфере раскрытия информации эмитентами ценных бумаг:

  • непредставление и нераскрытие информации;

  • нарушение порядка и сроков представления либо раскрытия информации;

  • предоставление либо раскрытие информации не в полном объеме;

  • предоставление либо раскрытие недостоверной информации;

  • предоставление либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение.

Судебная практика также подтверждает, что привлечение к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ весьма распространено.

Цитируем документ

Как следует из материалов дела, по результатам мониторинга соблюдения требований к раскрытию информации на рынке ценных бумаг банк обнаружил, что в установленный пунктом 8.5 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» срок общество не разместило в публичном доступе ежеквартальный отчет за IV квартал 2017 года.

По факту выявленного нарушения требований Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Положения № 454-П, на основании мотивированного заключения от 12.03.2018 в отношении общества банком составлен протокол об административном правонарушении от 30.05.2018 № ТУ-57-ЮЛ-18-8482/1020-1 и вынесено оспариваемое постановление, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей.

Постановление АС Уральского округа от 12.04.2019 № Ф09-133/19 по делу № А50-21132/2018

При этом очевидно, что для большинства участников рынка ценных бумаг, обязанных осуществлять раскрытие информации о своей деятельности, штраф даже в размере 1 млн руб. не всегда является стимулом, способным существенно повлиять на деятельность компании, — плата за нарушения при раскрытии информации, таким образом, не столь существенная.

Более критичным последствием для эмитента будет, вероятнее всего, удар по его деловой репутации, ведь допущение нарушений при раскрытии может вызвать недоверие у потенциальных партнеров и акционеров компании. Это впоследствии может снизить стоимость компании, что нанесет ущерб значительно выше 1 млн руб., предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Помимо прочего, существует также и уголовная ответственность, которая может, кроме репутационных рисков для компании, лишить руководителя или иных оказывающих влияние на компанию лиц свободы на срок до трех лет. Так, ст. 185 УК РФ предусматривает лишение свободы до трех лет для лиц, совершивших деяние в составе организованной группы. Преступление, регулируемое данной статьей, подразумевает злоупотребление на рынке ценных бумаг и означает такое нарушение, как внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Также существует ст. 185.1 УК РФ, которая равным образом относится к нарушениям в сфере раскрытия эмитентами информации. Данная статья предусматривает наказание, не связанное с лишением свободы, за злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Злостное уклонение означает неоднократное совершение нарушений, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. Уголовное преследование не самая частая мера ответственности, которая может настичь недобросовестных эмитентов за нарушения в сфере раскрытия информации. Тем не менее исключить полностью применение ст. 185 и 185.1 УК РФ нельзя.

***

Раскрытие информации публичными компаниями — действительно важная процедура, и поэтому стоит уделять ей должное внимание. Как показывает практика, это энергозатратный и трудный процесс, который требует кропотливой работы специалистов. Причем риски также существенные — предусмотренная законом ответственность и риски деловой репутации.

При этом, несмотря на наличие соответствующих кейсов, далеко не во всех случаях компании подвергаются строгим проверкам и последующим санкциям со стороны контролирующих органов. На практике, например, встречались случаи, когда компании совершали, в том числе и сознательно, нарушения в сфере раскрытия информации, и это проходило без особых негативных последствий. Однако это не является поводом для пренебрежения данной процедурой, поскольку прежде всего это вопрос репутации компании.


Принять к сведению

Совет директоров Банка России 29.04.2020 с учетом принимаемых мер по нераспространению коронавирусной инфекции на основании Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ определил увеличенные сроки раскрытия информации эмитентами и акционерными обществами в 2020 г.:

  • отчет эмитента за I, II, III кварталы 2020 г. — не позднее 75 дней с даты окончания соответствующего квартала;

  • бухгалтерскую (финансовую) отчетность эмитента за 2019 г. — не позднее 15 дней с даты составления аудиторского заключения и не позднее 15 дней с даты истечения установленного законодательством срока представления обязательного экземпляра составленной отчетности;

  • список аффилированных лиц за I, II, III кварталы 2020 г. — не позднее 10 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.

Также Банк России рекомендует эмитентам и акционерным обществам в случае раскрытия информации в увеличенные сроки одновременно опубликовывать сообщение о существенном факте о сведениях, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг, в котором указывать объективные причины невозможности соблюдения обычных сроков раскрытия информации, установленных Положением № 454-П. При отсутствии обязанности по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах соответствующие причины рекомендуется указать в дополнительном пояснении к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (по информации Банка России от 30.04.2020).