За отсутствие экспортной выручки экспортеров предложено временно не наказывать

| статьи | печать

В нижнюю палату российского парламента поступил законопроект, которым предполагается ввести мораторий на применение мер ответственности к экспортерам за неполучение экспортной выручки. Соответствующие изменения предполагается внести в КоАП РФ.

Приостановить до 1 июля следующего года действие ряда частей ст. 15.25 КоАП РФ предлагается в проекте закона, подготовленного членом Совета Федерации К. Долговым. Речь идет о тех нормах, которые предполагают ответственность экспортера за нарушение срока получения на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, полученной в качестве вознаграждения за внешнеторговые операции.

Как отмечает автор проекта, обосновывая актуальность инициативы, сегодня неполучение экспортной выручки является главным риском для экспортеров. Российские компании ограничены в возможности воздействия на контрагента, особенно в условиях введения государственными органами ряда стран разного рода ограничений. По факту экспортеры должны нести административную ответственность (с высокими — до 100 процентов от выручки — штрафами) в случае, если контрагент не выполнит вовремя свои обязательства по оплате полученных товаров, работ, услуг. Например, иностранные покупатели, ссылаясь на форс-мажор, могут не оплатить приобретенный товар своевременно. При этом в условиях карантина, введенного многими государствами, невозможным становится фиксация этого факта и получение соответствующего документа. Вводимые логистические ограничения могут также привести к нарушению условий поставки товаров и, соответственно, неполучению оплаты в срок, определенный контрактом.

Российский регулятор в курсе проблемы, но настаивает на индивидуальном подходе. Так, в информационном письме от 20.03.2020 «Информирование участников внешнеэкономической деятельности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции…» Минфин России разъяснил, что если российский резидент докажет, что принял все зависящие от него меры по соблюдению требований валютного законодательства, то он может быть освобожден от ответственности за неисполнение иностранным контрагентом условий внешнеторгового контракта. Однако в ведомстве уточнили, что при этом вопрос о привлечении резидента к ответственности решается в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств по делу.

Автор законопроекта отмечает, что подход Минфина предполагает субъективную оценку действий экспортера, что, возможно, приведет к несправедливому рассмотрению ряда ситуаций.

Между тем о фактической невозможности исполнения установленной обязанности в связи с введенными ограничениями говорят многочисленные обращения предпринимателей. С подобными вопросами обращаются и в антикризисный штаб, сформированный АО «Российский экспортный центр», и озвучивают их на площадках деловых ассоциаций, отмечает К. Долгов. Он уверен, что предлагаемая мера крайне важна и востребованна в текущей обстановке. Поскольку введенные ограничения уже привели к возникновению подобных ситуаций, предлагается распространить действие проектируемых норм на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г., а вступление в силу предлагаемых изменений предлагается установить со дня официального опубликования настоящего федерального закона.

Законопроект размещен в электронной базе Госдумы под № 956716-7.