Мораторий на банкротство: поможет ли он компании пережить кризис?

| статьи | печать

Пандемия коронавируса и действия государства по борьбе с болезнью повлекли за собой экономический кризис, который непосредственно влияет на многие отрасли экономики и может нанести существенный удар по экономике страны. Чтобы минимизировать последствия экономического кризиса, государство внедряет многочисленные меры поддержки бизнеса разной степени эффективности. Одной из таких мер является объявленный 3 апреля 2020 г. правительством мораторий на банкротство отдельных компаний. Подробнее о нюансах этого нововведения читайте в материале.

Такую меру, как мораторий на банкротство, российское государство использует впервые. В период новейшей истории в России было немало кризисов: в 1998, 2008, 2014 гг., однако ни в один из них не был введен мораторий.

Это, на наш взгляд, связано с особенностью текущего кризиса, который наиболее сильно ударил по тем отраслям экономики, где личное, физическое присутствие людей является неотъемлемой частью бизнеса и жизнедеятельности. В предыдущие кризисы всем субъектам было плохо приблизительно одинаково. Но сейчас одним плохо очень сильно, другим терпимо, а третьи и вовсе показывают положительную динамику и рост в такое нестабильное время.

Возможно, государство именно поэтому и решилось на такую меру, как мораторий на банкротство, — потенциальная помощь нужна не всем, а отдельным компаниям и отдельным отраслям, и именно в отношении них нужно ввести мораторий на банкротство.

В предыдущие кризисы в поддержке нуждалось подавляющее большинство российских компаний и отраслей экономики, но предоставлять такой иммунитет от банкротства почти всем экономическим субъектам государство не может.

На кого распространяется мораторий?

Мораторий был введен в отношении следующих категорий должников:

  • системообразующих организаций (список доступен на сайте Минэкономразвития по ссылке: https://data.economy.gov.ru/);

  • стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009);

  • стратегических организаций (перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р);

  • организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434).

Так, к сферам, наиболее сильно пострадавшим от кризиса, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 относятся:

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;

  • культура, организация досуга и развлечений;

  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

  • гостиничный бизнес;

  • общественное питание;

  • деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;

  • деятельность по организации конференций и выставок;

  • деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты);

  • деятельность в области здравоохранения;

  • розничная торговля непродовольственными товарами.

В рамках вышеуказанных сфер правительство перечисляет конкретные коды ОКВЭД. Если у компании основной вид деятельности по коду ОКВЭД совпадает с перечисленным правительством, то на нее распространяется мораторий на банкротство.

Есть и более простой способ узнать, распространяется ли на компанию мораторий на банкротство: на сайте ФНС России создан специальный сервис (доступен по ссылке: https://service.nalog.ru/covid/). Нужно ввести данные ИНН или ОГРН компании в строку поиска, и сервис укажет, распространяется ли на компанию мораторий.

Отметим, что мораторий распространяется в том числе на компании платежеспособные и устойчивые, которые точно смогут пережить кризис. Это вызвало удивление со стороны экспертного сообщества, ведь таким компаниям, как Сбербанк или Газпром, банкротство, вероятнее всего, не грозит, в том числе и потому, что одним из основных акционеров таких компаний является государство. В связи с этим, принимая во внимание тот факт, что мораторий на банкротство призван не только помочь компаниям в кризис, но и ограничить их деятельность для защиты прав кредиторов в случае банкротства, законодатель также дал компаниям возможность заявить об отказе действия моратория. Соответствующие поправки в ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) вступили в силу 24 апреля 2020 г.

Последствия введения моратория на банкротство

Последствия введения моратория можно условно разделить на две группы мер.

Первая группа — меры поддерживающие:

  • вводится иммунитет от банкротства;

  • не начисляются неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей;

  • не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;

  • приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства);

  • приостанавливается обязанность должника и его менеджмента подать заявление о собственном банкротстве.

Но появляются и ограничения:

  • запрещается прекращение обязательств зачетом;

  • запрещается выделение доли имущества в пользу участника в связи с его выходом из состава акционеров, выкуп и приобретение размещенных акций или выплата действительной стоимости доли;

  • не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Насколько подобные меры помогут компании в кризисное время? Постараемся разобраться в каждой из них подробнее.

Иммунитет от банкротства

Иммунитет от банкротства включает в себя не только невозможность принятия к производству заявления о банкротстве арбитражным судом (они будут возвращаться заявителю), но и аннулирование уведомлений кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве, опубликованных до объявления моратория. При этом новые уведомления в отношении должников, на которых распространяется мораторий, публикации не подлежат до окончания моратория.

Необходимо отметить, что за самим должником сохранено право подать заявление о собственном банкротстве в период действия моратория — в этом плане мораторий не является абсолютным, и если компания решила реализовать план выхода из кризиса с использованием механизмов банкротства, то такая возможность сохраняется.

Чтобы понять, кто выиграет от введения моратория и кому он поможет, нужно иметь в виду, что для возбуждения дела о банкротстве обычному кредитору необходимо сначала «просудить» долг, а с учетом имеющихся ограничений этот процесс может оказаться небыстрым.

Поскольку мораторий пока введен на очень непродолжительное время, можно сказать, что в настоящий момент он помогает следующим категориям должников:

  • компаниям, у которых уже были долги, подтвержденные судом, то есть тем, кто испытывал проблемы с платежеспособностью и до моратория;

  • компаниям — заемщикам по кредитным договорам, поскольку банки имеют право обращаться с заявлением о банкротстве без предварительного «просуживания» долга.

Если мораторий будет продлен, этот список можно будет дополнить еще одной категорией, куда будет входить подавляющее большинство компаний, — те, кто приобрел «просуженную» задолженность в период моратория.

Таким образом, во время действия моратория должник будет защищен от давления крупных кредиторов, он может не опасаться введения в отношении него процедур банкротства. Такая «передышка» может быть использована для поиска дополнительного финансирования, проведения переговоров, а также даст возможность реструктурировать задолженность.

Однако сама по себе передышка для компании в трудном финансовом положении мало что значит, нужно защитить компанию от банкротства не только на ближайшее будущее, но и на перспективу. Для этого законодатель предусмотрел и иные меры поддержки должников.

Прекращение начисления неустоек

Если смотреть на все преимущества от введения моратория в совокупности, то именно прекращение начисления неустоек и штрафов позволяет должнику прекратить исполнение обязательства без существенных негативных последствий.

Само по себе введение моратория не защищает от того, что в будущем к самому долгу не будут приплюсованы многочисленные штрафные санкции, размер которых будет расти как снежный ком. Поэтому законодатель в качестве еще одной меры поддержки для пострадавших компаний предусмотрел прекращение начисления неустоек и штрафов за неисполненные или ненадлежащим образом исполненные обязательства.

Очевидно, что должнику, чтобы сохранить свою платежеспособность в кризисные времена, придется выбирать, каким контрагентам платить, а каким не платить. С учетом того, что в любом случае будет контрагенты, которым не заплатят, для целей защиты должников и их платежеспособности они будут обязаны уплатить своим контрагентам только сумму основного долга.

Запрет обращения взыскания на заложенное должником имущество

Еще одна важная мера, направленная на защиту должника, — запрет обращения взыскания на заложенное должником имущество.

На наш взгляд, запрет обращения взыскания на заложенное имущество в первую очередь связан с такими кредиторами должника, как банки. Учитывая, что крупные кредиты банки дают только с обеспечением, а лучше — под такое обеспечение, как залог недвижимости, то без защиты заложенного имущества от взыскания защита и самого должника была бы неполной. Ведь кредитору не всегда нужно инициировать процесс банкротства для получения денежных средств, иногда достаточно обратить взыскание на заложенное имущество.

А с учетом уровня закредитованности российского бизнеса приходит понимание, что данная мера является жизненно необходимой для сохранения бизнеса компаний и продолжения ими деятельности.

Предъявление исков о взыскании задолженности и исполнительное производство

Исполнительное производство приостанавливается только по имущественным взысканиям, возникшим до введения моратория. На требования, возникшие после введения моратория, данное ограничение не распространяется, поэтому если компания-должник решит не платить отдельным своим контрагентам, то контрагент имеет полное право подать иск о взыскании задолженности, а после вступления решения суда в силу получить исполнительный лист и предъявить его к взысканию. При наличии денежных средств на счетах у компании-должника эти денежные средства будут списаны по требованию взыскателя.

Однако, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, можно предположить, что рассмотрение такого иска о взыскании не будет быстрым, а с учетом возможностей ответчика по затягиванию процесса практически однозначно можно сказать, что решение суда о взыскании задолженности вступит уже после истечения шестимесячного срока моратория, если он не будет продлен.

Возможно, что новый подход с онлайн-заседаниями как-то исправит ситуацию, но в любом случае это будет не одномоментно.

Приостановление действия обязанности должника и его менеджмента подать заявление о собственном банкротстве

Приостановление действия данной обязанности является скорее логичным следствием режима моратория, чем поддерживающей или ограничивающей мерой. Соответственно, субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления о банкротстве менеджменту компании также не грозит.

Все остальные последствия моратория направлены на ограничение должника и непричинение ущерба кредиторам и, по сути, повторяют отдельные последствия введения процедуры наблюдения.

Последствия моратория на банкротство

Чтобы понять, насколько все вышеперечисленные меры помогут компаниям преодолеть кризис, необходимо помнить о еще двух важных моментах:

  • периоды подозрительности по сделкам, оспариваемым по ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве, исчисляются с даты введения моратория и включают в себя соответствующий период до введения моратория, период моратория, а также в течение одного года с момента прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве;

  • признаются ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, кроме совершаемых в обычной хозяйственной деятельности.

То есть под риском оспаривания находятся практически все сделки должника, кроме тех, что совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности.

В этой связи возникает множество вопросов о том, как же должнику получить финансирование для продолжения своей деятельности, если без пополнения оборотных средств продолжить деятельность предприятие не сможет.

Здесь и начинаются проблемы с поддерживающим потенциалом моратория. Очевидно, что государство, вводя мораторий на банкротство, не подразумевало, что компании под мораторием будут, по сути, лишены любой внешней поддержки, кроме как от своих участников. Однако на практике распространение на компанию моратория означает именно это. Кредитное финансирование и попытки иным образом реструктурировать задолженность с отдельными кредиторами могут быть оспорены.

Контрагентам должника под мораторием лучше не передоговариваться с должником, не идти на взаимные встречные уступки, поскольку любые подобные сделки в дальнейшем могут быть восприняты как невыгодные для должника и признаны недействительными.

Для контрагентов должника под мораторием вести бизнес с ним будет очень рискованно. Если даже в обычной ситуации, когда контрагент не банкрот и не под мораторием, коммерсанты не знают наверняка, есть риск признания сделки недействительной или нет, то с должником под мораторием в самом законе указано, какие сделки и в течение какого периода находятся в зоне риска.

В итоге получается, что основной выход для контрагентов должников под мораторием — минимизировать связи с такими компаниями, как с более рискованными, чем остальные. А если с компанией прекращают отношения, как ей выйти из кризиса?

Если у участников нет возможности дополнительно профинансировать компанию, то шансов выйти из кризиса, даже с использованием всех вышеперечисленных мер поддержки, у нее мало.

Pre-pack

Однако нововведения в Закон о банкротстве содержат еще один важный инструмент, который может помочь преодолеть кризис. Речь идет о подп. 5 п. 4 ст. 9.1 Закона о банкротстве, которым закреплена возможность договориться о параметрах дальнейшей реструктуризации с кредитором до банкротства.

Цитируем документ

Если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения

Подпункт 5 п. 4 ст. 9.1 Закона о банкротстве

Данный инструмент заимствован нашим законодателем из зарубежных правопорядков, в первую очередь Англии, где благодаря такой процедуре, как pre-packaged administration (или просто pre-pack), удалось сохранить большое количество работающих предприятий, которые находились на грани кризиса1.

Суть этой процедуры российскому законодателю в принципе удалось повторить, поскольку ее главная ценность — это возможность планирования процедуры банкротства и пути выхода предприятия из кризиса. Иными словами, у должника появилась возможность договориться с основными кредиторами до банкротства, и такая договоренность признается законом как голосование за заключение мирового соглашения на ранее оговоренных условиях.

В российских реалиях этот механизм распространяется только на мировое соглашение, а такой исход вряд ли можно назвать одним из выгодных и приемлемых для кредиторов, поскольку они перестают контролировать должника. В результате заключения мирового соглашения прекращается дело о банкротстве, прекращаются полномочия арбитражного управляющего, а также возможность кредиторов определять действия должника и осуществлять за ним контроль.

Стоит однозначно позитивно оценить закрепление данного механизма в Законе о банкротстве. Однако надо учитывать, что решение о заключении или незаключении мирового соглашения все же принимают кредиторы, и для некоторых из них контроль за действиями должника играет не последнюю роль. Тем более что любое затягивание процедуры кредиторы воспринимают крайне болезненно и вряд ли согласятся на обещания банкрота все выплатить в будущем.

Из-за ограниченности инструментария мирового соглашения, по которому возможно только предусмотреть порядок и сроки погашения задолженности, без сохранения контроля над должником в любой возможной форме (комитет кредиторов, арбитражный управляющий с ограниченными полномочиями, два директора), использование такого pre-pack банкротства вряд ли произведет массовый эффект. Тем не менее даже с таким ограниченным инструментарием некоторым должникам, возможно, удастся договориться с кредиторами, все-таки мировое соглашение — это одна из часто применяемых реабилитационных процедур.

***

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что законодатель, с одной стороны, дает, а с другой стороны, забирает, поэтому преимущества от действия моратория не так очевидны, как может показаться на первый взгляд. Отдельные нововведения являются очень перспективными и действительно могут помочь некоторым компаниям, если они будут правильно вести переговоры и правильно преподносить плюсы от такого исхода. Но пока что такие решения являются рискованными и не апробированными, и если бизнес все-таки пойдет на такой дополнительный риск, то лучше бы должнику заранее знать, что можно предложить для минимизации такого риска.

1 См.: Bo Xie, Role of Insolvency Practitioners in the UK Pre-pack Administrations: Challenges and Control // International Insolvency Review. Vol. 21. 2012. P. 85.