На страже оборота: нотариат развернул систему скорой помощи гражданам и бизнесу

| статьи | печать

Нотариусы продолжают работать в период пандемии, чтобы обеспечить законность гражданского оборота. О том, как в настоящее время организована работа нотариата, какие нотариальные действия особенно востребованы в этот период, а также о том, как нотариат переходит в виртуальное пространство, рассказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик на традиционной ежегодной конференции. В общении с представителями ведущих российских СМИ также приняли участие заместитель министра юстиции РФ Денис Новак и член Правления ФНП Александра Игнатенко.

Тема цифровизации нотариата не нова. Тренд на внедрение электронных сервисов, работу в новых форматах, обслуживание граждан и бизнеса онлайн появился у нотариусов несколько лет назад. И будет справедливым отметить, что освоение «цифры» нотариусами произошло как нельзя вовремя. Свалившаяся на нашу голову пандемия и введенные в связи с ней ограничительные меры застали врасплох кого угодно, но только не нотариусов. В условиях, когда половина страны сидит на самоизоляции, горячая линия ФНП и дежурные нотариальные конторы готовы удовлетворить насущные запросы граждан и бизнеса, а значительная часть нотариальных действий ушла в онлайн.

Онлайн: в духе времени

Собственно говоря, конференция, приуроченная ко Дню нотариуса (он отмечается, напомним, 26 апреля), прошла вполне в духе времени, онлайн, чем лишний раз подчеркнула актуальность вывески мероприятия — «Нотариат 2020: электронные форматы и возможности для помощи в условиях пандемии».

Если раньше, может быть, переход в «цифру» давался многим непросто, то сегодня удаленная работа для реагирования на возросшие запросы бизнеса и граждан стала вынужденной обыденностью. Нотариальные действия оказались очень востребованы в условиях ограничительных мер и в ряде случаев стали единственной возможностью осуществить юридически значимое действие.

Даже сейчас, когда значительно сократился гражданский оборот, как у граждан, так и у части бизнеса, продолжающей функционировать, накопились неотложные вопросы, которые должен разрешать нотариат.

В первые дни «карантина» еще была надежда, что он ненадолго. Тогда довольно громко звучали предложения нотариусам приостановить свою деятельность, не принимать граждан, внести таким образом свой вклад в самоизоляцию. Но вскоре стало ясно, что в силу задач профессии нотариуса, его публично-правового статуса полностью закрыться нотариальные конторы не могут. Нотариусы должны обеспечивать стабильность и законность гражданского оборота в любых условиях. Поэтому с самого начала введения ограничительных мер ФНП разработала и приняла решение о создании такого института, как дежурные нотариальные конторы. Нотариусы официально поименованы в соответствующих нормативных актах субъектов Федерации как лица, которые продолжают осуществлять свою деятельность. Данные решения поддержало Министерство юстиции РФ, посчитав введение такого «дежурного» института крайне важным. Для того чтобы более эффективно помогать гражданам и бизнесу в совершении юридически значимых действий в период ограничительных мер, ФНП приняла решение создать бесплатную линию правовой помощи (8-800-250-01-33). Она продолжит действовать вплоть до отмены ограничительных мер и восстановления работы нотариальных контор в полноценном режиме по всей стране. На сегодняшний день на горячую линию поступило несколько тысяч обращений и граждан, и юридических лиц.

Какие же нотариальные действия особенно актуальны в период пандемии? Во-первых, это возможность мгновенной передачи документов в любую точку страны путем удостоверения тождественности при переводе документов с бумажной формы в электронную и обратно с сохранением их юридической силы. Эта возможность не только экономит время, но и уменьшает количество вынужденных перемещений в условиях самоизоляции. А где-то такое нотариальное действие является единственно возможным способом передать документ.

Во-вторых, отметил К. Корсик, весьма востребована возможность передать документы через нотариуса. Сегодня многие ведомства и организации ограничили прием граждан, а необходимость направления документов в их адрес у граждан и предпринимателей сохранилась, в том числе и обязанность представить документы в определенный срок. Это могут быть обращения в Федеральную налоговую службу, суды, коммерческие банки... В этом случае можно обратиться к нотариусу, который и осуществит передачу документов.

Незаменимы услуги нотариуса и в сделках с недвижимостью, которые совершаются сегодня несмотря ни на что. Многие риелторы, сами продавцы и покупатели сейчас очень активно работают с нотариатом, так как подать сведения в Росреестр через МФЦ невозможно, а нотариальное удостоверение в данной ситуации оказывается не только доступным по стоимости, но и гарантирует повышенную правовую защиту сторон сделки. Да что там говорить, нотариус вообще дает возможность провести сделку в период ограничительных мер.

Отдельно отметим, что публичные сервисы и реестры также доступны через интернет в полном объеме. Прежде всего это касается реестра уведомлений о залоге движимого имущества, сервиса проверки доверенностей, реестра наследственных дел.

Самофинансирование и пандемия: нотариусам необходима поддержка

К сожалению, у любой медали есть и оборотная сторона. В нашем случае эта сторона — финансовая. Как ни крути, а общий объем работы на фоне самоизоляции у нотариусов снизился, из-за чего институт нотариата столкнулся с серьезными экономическими проблемами. Как было озвучено на конференции, за две первые недели апреля общее число нотариальных действий снизилось в четыре раза, с 2,1 млн в этот же период в 2019 г. до 0,55 млн в 2020-м. Это самым непосредственным и негативным образом отразилось и на финансах. Денежные поступления сократились более чем на 80%. Помимо этого, дежурные нотариальные конторы сейчас несут и большие издержки в части строгого соблюдения всех санитарных норм, продиктованных защитой от вируса. Это и закупка соответствующего оборудования, необходимых гигиенических средств, расходных материалов (и это в условиях их дефицита и взлетевших цен).

Самофинансирование нотариата в таких условиях невозможно, считают в ФНП, отрасли нужна поддержка. И этой поддержки нотариусы ждут от государства. Так, Ассоциация юристов России разработала предложение и направила в Правительство РФ письмо, в котором просит рассмотреть возможность распространения мер поддержки, разработанных Кабинетом министров в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, на адвокатов, адвокатские образования, нотариусов и включения их вида деятельности в перечень отраслей российской экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Будем надеяться, что просьба будет услышана. Ведь помимо вышеуказанных расходов нотариусы на свои собственные средства развивают и содержат весь тот огромный, принципиально важный комплекс, который называется электронным нотариатом.

Цифровая поддержка: нотариат должен стать современнее

Самое время завершить разговор о деньгах и поговорить о технологиях. Самоизоляция принесла и позитивные моменты, ускорив и интенсифицировав и без того запланированный переход к осуществлению «цифровых» нотариальных действий. Да, конечно, машина ни в коем случае не заменит нотариуса, поскольку его базовую функцию — проверку наличия воли изъявителей и разъяснение им последствий нотариальных действий — не может обеспечить ни одна программа. Но обслуживать основополагающие принципы нотариата цифровые инструменты могут, делая нотариат более современным, удобным, быстрым и дружелюбным.

Как заметил К. Корсик, сложившаяся сегодня ситуация буквально выдавливает оборот в электронные форматы. Думается, что даже после отмены режима повышенной готовности «цифра» останется значимым элементом правоотношений. Цифровизация важна не только в кризисных ситуациях. Необходимо учитывать, что, когда пандемия закончится, мир будет жить в новых реалиях («мы никогда не будем такими, как прежде»), в которых значительное место займут цифровые правоотношения между участниками гражданского оборота. Уже очевидно, что после того, как ограничительные меры будут сняты, многие действия, в том числе и юридически значимые, продолжат совершаться онлайн. При этом как никогда важными и актуальными останутся вопросы законности гражданского оборота.

Последние тенденции, отмечают представители отрасли, лишь подтверждают это. При снижении запроса на простые нотариальные действия (удостоверение верности документов и выписок или свидетельствование верности подписи) растет число действий с цифровой составляющей. В числе таковых в первую очередь отметим удостоверение равнозначности бумажного и электронного документа. Востребовано обеспечение доказательств в интернете — годовой 13%-ный рост запросов на подобные услуги в ФНП связывают с повышением гражданского оборота в сети и, соответственно, растущей потребностью защищать свои права в цифровом пространстве.

А. Игнатенко назвала услуги, пользующиеся наибольшей популярностью у бизнеса. Бизнесмены ценят возможность прибегнуть к помощи нотариуса, когда нужно представить в налоговую заявление исполнительных органов юрлица в электронной форме, удостоверить решения, принятые общими собраниями участников юрлиц. Кстати говоря, одним из наиболее востребованных действий в период пандемии стало удостоверение нотариусом корпоративной сделки с долями. При этом нотариус как заявитель отправляет заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Законодательно уже сегодня существует возможность подавать иски в суд через нотариуса. Главное, чтобы техническая возможность принять документы была у самого суда.

Также спикеры отметили, что в последнее время выросло число подач сведений в государственные реестры, стали пользоваться спросом новеллы наследственного права. Граждане активно осваивают такие инструменты, как наследственный договор и наследственный фонд. Растет и количество нотариальных действий в семейной сфере. Так, за год на 3% выросло число удостоверений брачных договоров, на 2% чаще стали удостоверять у нотариуса алиментные соглашения.

К. Корсик с сожалением отметил, что пока еще в тени находится новый инструмент, который в перспективе имеет все шансы стать одним из самых популярных. Речь идет об удостоверении нотариусом медиативных соглашений. Решить спор миром, не дожидаясь судебных разбирательств, удобно и выгодно как гражданам, так и бизнесу. Удостоверение медиативных соглашений нотариусом теперь придает им исполнительную силу (Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Что готовит нотариату будущее

В самом конце 2020 г., а точнее, 29 декабря, вступит в силу большинство норм Федерального закона от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который экспертное сообщество нарекло законом о цифровом нотариате.

Этим законом предусмотрены такие важные инструменты, как:

  • машиночитаемая маркировка каждого нотариального документа (размещение QR-кода на соответствующем нотариальном документе для того, чтобы любое заинтересованное лицо в любой момент времени могло, обратившись к единой информационной системе, убедиться в подлинности этого документа);

  • расширение спектра нотариальных действий, которые могут быть полностью совершены в электронной форме, без личной явки заинтересованного лица к нотариусу (в удаленном режиме могут быть совершены: обеспечение доказательств, принятие в депозит безналичных денег, совершение исполнительной надписи, принятие на хранение электронного документа, получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, свидетельствование верности перевода, передача электронных документов другим физическим или юридическим лицам);

  • установление личности гражданина, его представителя или представителя юрлица посредством Единой биометрической системы (это будет актуально при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего такой документ);

  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, представленному нотариусу электронному документу (перевод электронного документа из одного формата в другой будет осуществляться ЕИС. Равнозначный документ будет изготавливаться нотариусом путем изменения формата представленного электронного документа и иметь ту же юридическую силу, что и представленный нотариусу электронный документ);

  • получение сведений об открытии наследственного дела через интернет.

Одно из основных нововведений, по мнению замминистра юстиции Дениса Новака, также участвовавшего в конференции, — это возможность удаленного совершения сделок с привлечением двух и более нотариусов.

Это весьма удобно, когда в совершении сделки участвуют лица из разных городов или регионов. Они смогут одновременно прийти в выбранные нотариальные конторы и удостоверить сделку. Технология будет выглядеть следующим образом. Каждый нотариус подготовит все обязательные процедуры: проведет правовую экспертизу, установит волю, осознанность и добровольность действий, разъяснит юридическую суть и последствия сделки, создаст проект договора в электронной форме. Стороны в присутствии нотариуса подпишут экземпляр договора в электронной форме и на бумаге. Бумажный вариант документа останется в нотариальной конторе. Затем нотариусы подпишут экземпляры сделки электронными подписями. Если это предусмотрено договором, то один из них отправит документы на госрегистрацию.

Договор, удостоверенный двумя и более нотариусами, считается заключенным в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами. Все сделки с привлечением двух и более нотариусов будут занесены в специальный реестр ЕИС нотариата.

В случае, если такая сделка будет признана недействительной по вине нотариусов, отвечать за причиненный вред нотариусы будут солидарно.

Еще одно направление развития нотариата — законопроект в рамках программы «Цифровая экономика», предполагающий расширение возможности участия в судебных процессах с помощью веб-конференций. По словам замминистра юстиции, нотариус может оказывать содействие в судебном процессе, например, в случае, когда потребуется взять у свидетеля подписку о достоверности доказательств. Сейчас этот законопроект проходит согласование в заинтересованных ведомствах.

Нотариус как цифровой посредник

Говоря о будущем нотариата, хотелось бы вспомнить апрельский Петербургский международный юридический форум, который также проходил в непривычном онлайн-формате. Выступая на специальной сессии, посвященной задачам нотариата в новую эпоху, декан Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС Олег Зайцев сказал следующее:

— В будущем цифровом обороте необходима фигура цифрового правового посредника. И речь идет не об искусственном интеллекте или роботе, а о человеке, юристе, обладающем необходимыми цифровыми познаниями. Такое лицо должно быть наделено определенными публично-правовыми функциями. Его задачей станет придание легитимности действиям, совершаемым в цифровом обороте, и обеспечение защиты прав граждан. Здесь не нужно ничего изобретать. Такие юристы есть. И это нотариусы. Сегодня сложно найти другое профессиональное сообщество, столь активно внедряющее цифровые технологии. Однако, по моему мнению, видение места и роли нотариусов в будущей цифровой экономике гораздо шире, чем просто пользователь, и тем более шире, чем правовой посредник. Нотариусы могут быть и должны стать высококвалифицированными операторами системы распределенных реестров, ключевыми лицами цифровой экономики будущего.

Лучше, кажется, и не скажешь.

Таблица. Наиболее востребованные нотариальные действия в период пандемии (период с 01.04.2020 по 15.04.2020)

Нотариальное действие

Комментарий

Количество действий

Рост доли в общем объеме нотариальных действий

1. Предоставление заявлений на государственную регистрацию в ФНС и Росреестр

В условиях, когда когда ведомства и организации приостановили личный прием заявителей, обращение к нотариусу позволило зарегистрировать право на сделку с недвижимостью или зарегистрировать юрлицо

6998

в 4 раза

2. Удостоверение решений органов управления юрлиц, участников юрлиц

Удостоверение решений органов управления юрлиц, участников юрлиц обеспечивает защиту собственности. С учетом роста мошеннических схем в период кризиса это важное для бизнеса действие

2349

в 5 раз

3. Удостоверение равнозначности электронного и бумажного документов

Позволяет «телепортировать» документ, что крайне востребовано в условиях ограничения передвижений

64 721

более чем в 2 раза

4. Передача документов юридическим и физическим лицам

Позволяет гражданам и бизнесу передать документ в условиях ограничительных мер, снижает количество контактов

3835

в 3,5 раза

5. Регистрация уведомления о залоге движимого имущества

Обеспечивает стабильность залоговых отношений в период кризисных явлений и в условиях роста числа залогов

более 50 000

более чем в 2 раза

6. Удостоверение брачных договоров

Без комментариев

2680

более чем в 2 раза