Потребительский рынок сжался на десятки процентов — и это надолго

| статьи | печать

BCG и холдинг «Ромир» опубликовали детальное исследование перспектив потребительского спроса в России на горизонте полугода. Вывод — граждане начали и продолжат экономить на всем, восстановление спроса за год выглядит как беспочвенный оптимизм.

По данным исследования видно, что снизится потребление почти всех видов продуктов. Расходы на бакалею планируют снизить 15% респондентов, на мороженые продукты и консервы — 16%, на алкоголь — 28%. На одежде и обуви будут экономить 19—37% респондентов в зависимости от категории. 25% потребителей сократят расходы на ювелирные изделия, 29% — на парфюмерию, 34% — на мебель и предметы интерьера, 35—37% — на электронику и бытовую технику. На доставке еды планируют экономить 34% опрошенных. Траты на досуг в целом в ближайшие полгода минимизируют 51% респондентов.

Хуже всего придется торговым центрам (там сократят расходы 47% опрошенных), но и у заведений уличной торговли перспективы немногим лучше (40%).

Есть исключения. Расходы на свежие продукты 13% опрошенных сократят, но 16% — увеличат. Не планируют люди сокращать траты на коммунальные услуги, интернет и связь, безрецептурные лекарства и онлайн-видеосервисы.

Старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин сказал «Ведомостям», что восстановление потребительского спроса можно обоснованно прогнозировать только тогда, когда начнут расти располагаемые доходы — а это в лучшем случае вторая половина 2021 г.

По этой теме любопытный факт привело недавно агентство Bloomberg. Популярная ресторанная сеть города Ухань в Китае уже после отмены карантина объявила о скором закрытии ряда своих заведений — люди отвыкли туда ходить, или боятся, или из экономии, но приходится плодить безработицу.

О подобном в России уже предупреждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: люди напуганы, даже при наличии ресурсов они будут вести себя осторожно и не выходить лишний раз в магазин.