Утилизация отходов производителями товаров: экологический сбор и никаких альтернатив. Такова позиция Минприроды

| статьи | печать

Минприроды России подготовило поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории РФ или импорт товаров, будут обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов только одним способом — уплатой экологического сбора (проект закона проходит сейчас антикоррупционную экспертизу, размещен на сайте www.regulation.gov.ru, ID 04/13/30/-20/00100084).

В пояснительной записке к законопроекту министерство отмечает, что разработало его в целях совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее — РОП).

Напомним, что институт РОП был введен в России в 2015 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». В частности, он предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки товаров, утративших свои потребительские свойства, перечень которых устанавливается Правительством РФ (этот перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р).

В соответствии со ст. 24.2 действующего Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется:

  1. непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров (далее — ОИТ);

  2. путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов (за исключением ТКО);

  3. путем поручения обеспечивать выполнение нормативов утилизации ОИТ ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации или ППК «Российский экологический оператор»;

  4. путем уплаты экологического сбора.

При этом законодательством закреплена обязанность производителей и импортеров товаров по итогам года представлять в Росприроднадзор или его территориальные органы отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, и расчет суммы экологического сбора.

Для того чтобы контролировать выполнение обязанностей по утилизации ОИТ, была создана Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров. В ней содержится информация об ОИТ, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов, сведения об уплате экологического сбора и т.д.

Низкая эффективность механизма

Минприроды отмечает низкую эффективность работы созданного механизма РОП. В течение трех последних лет производители и импортеры товаров практически игнорируют выполнение обязательств, что приводит к невыполнению нормативов утилизации и низкой собираемости экологического сбора.

По экспертной оценке, в Российской Федерации сейчас свыше 250 тыс. предприятий осуществляют производство и импорт товаров и упаковки. Вместе с тем в 2016 г. представили отчетность о выполнении нормативов утилизации ОИТ только 10 195 производителей и импортеров, в 2017 г. — 13 190, в 2018 г. — 12 844, в 2019 г. — 15 175.

При этом у Росприроднадзора нет инструментов выявления субъектов РОП. Представление отчетности производителями и импортерами носит заявительный характер. В результате у Росприроднадзора просто нет сведений обо всех производителях и импортерах товаров, осуществляющих деятельность на территории РФ. Эта проблема не решается и возможностью привлечения к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление отчетности.

По официальным данным Росприроднадзора, сумма экологического сбора составила: в 2016 г. — 1,334 млрд руб., в 2017 г. — 2,588 млрд руб., в 2018 г. — 2,237 млрд руб., в 2019 г. — 2,466 млрд руб. При этом выполнение норматива утилизации практически по всем группам товаров не обеспечивается всеми субъектами РОП. На основании данных Росстата по объемам производства продукции (без упаковки) сумма экологического сбора при установленных нормативах утилизации ориентировочно должна составлять 20 млрд руб. А созданный институт РОП не решает поставленных перед ним задач.

Радикальное предложение

В этой связи законопроектом предлагается механизм реализации РОП обеспечивать только уплатой экологического сбора, средства которого в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут предоставляться российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также для финансирования инвестиционных проектов в области обращения с отходами от использования товаров (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами от использования товаров.

Также обязанность по выполнению нормативов утилизации ОИТ в отношении импортеров товаров предлагается установить с момента ввоза товаров или упаковки на территорию РФ. При этом для субъектов РОП обязанность по выполнению нормативов утилизации сохраняется с момента первичной реализации.

За производство или ввоз упаковки предлагается взимать экологический сбор, как за готовый товар.

В случае если субъекты РОП инвестировали в строительство объектов обработки и объектов утилизации отходов от использования товаров, приобретение оборудования, предназначенного для сбора и транспортирования отходов от использования товаров до вступления в силу предлагаемых поправок, им будет предоставлено право уменьшить величину уплачиваемого экологического сбора в 2021 г. на величину таких инвестиций, но не более чем на величину экологического сбора, уплачиваемого за 2021 г.

Предполагается, что данные новеллы вступят в силу 1 января 2021 г.

При этом положения, касающиеся самостоятельной утилизации товаров, будут действовать до 1 января 2022 г.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора будет передан налоговым органам.