Как интернет шагает по планете

| статьи | печать

Межстрановые сопоставления всегда увлекательны, а в области высоких технологий тем более. В данном случае речь об интернете, за что спасибо Институту статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, подготовившему по заказу Координационного центра доменов .ru/.рф обстоятельный аналитический доклад «Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах». Труд ученых отразил новейшие результаты исследования, которое проводится ими третий год подряд. Интересное чтение. Ниже, к сожалению, только краткие выводы.

Глобальное информационное пространство сегодня включает 354 млн доменных имен, из которых 5,9 млн — российские (5,0 млн — .ru, 0,8 млн — .рф и 0,1 млн — .su).

Домен «.ru» находится на шестом месте среди национальных доменов верхнего уровня (без учета бесплатных моделей регистратур).

Телекоммуникационная инфраструктура

В 2011—2018 гг. в России наблюдался активный рост числа абонентов широкополосного доступа к интернету (ШПД) в расчете на 100 человек населения. По фиксированному интернету прирост составил 76%, мобильному — 80%. За последние 11 лет число абонентов фиксированного ШПД увеличилось в шесть раз.

По данным Международного союза электросвязи (МСЭ), в 2018 г. в мире на 100 человек населения приходилось 14,1 абонента фиксированного и 69,3 — мобильного интернета.

В большинстве стран развитие мобильного и фиксированного интернета происходит с одинаковой скоростью. По доле абонентов, подключенных к интернету с использованием оптоволоконных линий связи, Россию (77,6%) опережают только Республика Корея (80,4%) и Япония (78,3%).

По скорости подключения к интернету безусловное лидерство принадлежит Республике Корее, где 100% абонентов имеют доступ к интернету со скоростью передачи данных более 10 Мбит/с. В России почти 20% аудитории интернета охвачены им на скоростях от 2 до 10 Мбит/с и 73,4% абонентов — более 10 Мбит/с. Схожие результаты зафиксированы в Латвии (78,2%), Люксембурге (77,3%), Турции (77%), Польше (75,6%), Словакии (68%).

В Бельгии, Дании, Польше, Швеции, Болгарии, Нидерландах, Швейцарии, Эстонии, Италии, Литве, Словакии 100% населения проживают на территории, покрытой мобильным интернетом, из них 99,5% охвачены интернетом по технологии 3G, 98,6% — по технологии LTE/WiMAX.

Пользователи интернета

В 2018 г. в России доступ к интернету имели 76,6% домашних хозяйств, в том числе 73,2% — к широкополосному. За последние пять лет доля домохозяйств, подключенных к интернету, увеличилась на 9,4%. Несмотря на ежегодный рост, доля домашних хозяйств, подключенных к интернету, в России не столь высока, как во многих европейских странах, и сопоставима с уровнем Литвы, США, Греции и Португалии.

По данным МСЭ, интернетом пользовался каждый второй житель Земли (51,2%). Аудитория интернет-пользователей в России также ежегодно увеличивается. Более двух третей (69%) россиян в возрасте 15—74 лет пользуются им ежедневно, еще 11% — не реже одного раза в неделю. Самые высокие показатели традиционно отмечаются в странах ЕС, где более 83% взрослого населения регулярно выходят в Сеть (в том числе 76% — ежедневно).

Доля «мобильной» аудитории России (65%) сопоставима с аналогичными показателями Швейцарии, Франции, Эстонии (по 68%), Словении, Турции, Чешской Республики (по 64%) и значительно превышает уровень США (47%) и Японии (38%).

Среди российских пользователей интернета доля столкнувшихся с угрозами информационной безопасности имеет тенденцию к сокращению — 34,2% в 2015 г. и 27,9% в 2018 г. Шестеро из десяти россиян в возрасте 15—74 лет (62,9%) в 2018 г. при выходе в интернет пользовались социальными сетями. По этому показателю Россия входит в 15 стран-лидеров, уступая Японии (89%), Венгрии и Румынии (по 86%), Норвегии и Турции (по 84%), Бельгии (82%), Дании (81%), Болгарии и Португалии (по 79%).

Лишь каждый третий россиянин (34%) в возрасте 15—74 лет для общения использует электронную почту. Для сравнения: в скандинавских странах — более 94% пользователей интернета, в Нидерландах — 97%, в Великобритании, Германии, Венгрии, США, Эстонии — от 90 до 94%.

В России облачные сервисы — хранилища данных в сети Интернет — применяют треть взрослых пользователей сети (35%). В большей степени, чем в России, они востребованы жителями Турции (61%), Португалии (60%), Великобритании (55%), Венгрии и Нидерландов (по 54%), в наименьшей — США (17%).

По готовности населения к дистанционным операциям, связанным с финансовыми услугами, Россия находится на одном уровне с Турцией (40%) и Грецией (38%), значительно опережая Японию (16%), Болгарию (11%) и Румынию (10%). В Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Дании, Швеции и Эстонии финансовые операции в сети воспринимаются как обыденное действие: их осуществляют более 90% пользователей.

По наличию цифровых навыков у населения Россия практически не уступает странам Евросоюза: 79% населения в России и 83% в ЕС обладают такими навыками. Однако среди россиян существенно выше доля лиц с низким уровнем владения цифровыми навыками и ниже доля лиц, обладающих навыками выше базового уровня.

Цифровая трансформация бизнеса

Лидер Индекса цифровизации бизнеса Финляндия имеет 100%-ный охват организаций широкополосным интернетом, самые высокие показатели использования облачных сервисов (65%), при этом электронные продажи осуществляют менее четверти организаций страны.

Республика Корея при отставании от лидера по значению Индекса цифровизации бизнеса более чем на 15% занимает первое место по использованию RFID-технологий (применяют 43% организаций) и демонстрирует низкий уровень востребованности облачных сервисов (17%).

Значение Индекса цифровизации бизнеса по России на треть ниже показателя Финляндии. Наиболее выигрышные позиции, близкие к среднему значению по сравниваемым странам, Россия занимает в использовании облачных сервисов. Показатель распространения в организациях RFID-технологий наполовину ниже среднего уровня, ERP-систем — на треть.

В среднем по рассматриваемым странам треть организаций предпринимательского сектора оснащены ERP-системами. Самые высокие результаты достигнуты в Бельгии, Нидерландах, Литве и Испании — 46—54%. В России ERP-системы применяют 21,6% организаций предпринимательского сектора. За последние три года этот показатель вырос на 6 п.п.

Электронные продажи наиболее активно ведутся в Австралии, Ирландии, Дании, Швеции (32—48% организаций). В России 15% организаций в 2018 г. продавали товары и услуги по заказам, полученным по интернету (через веб-сайт, экстранет, EDI-сообщения).

В 2018 г. в России занятые в профессиях с интенсивным использованием ИКТ составляли 11,1%, что сопоставимо со средним значением по странам Евросоюза.

Сектор ИКТ

В последнее десятилетие вклад сектора ИКТ в ВВП менялся незначительно. При этом внутри сектора наблюдаются сдвиги в сторону роста вклада сегмента «Отрасль информационных технологий и оказание других информационных услуг» при сокращении доли производства ИКТ и деятельности в сфере телекоммуникаций.

По доле сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости (ВДС) предпринимательского сектора с большим отрывом от остальных стран лидирует Республика Корея (9,6%). В России величина этого индикатора находится на уровне 3,2%, что близко к значениям Испании и Норвегии (по 3,4%), Бразилии и Греции (по 3,1%).

Максимальный удельный вес сектора ИКТ в численности занятых зафиксирован в Швейцарии (4,7%) и Эстонии (4,5%). В России этот показатель составляет 2,6%.

Основными экспортерами товаров ИКТ являются Китай, США и Республика Корея, при этом Китай — абсолютный лидер, его доля составляет 30,7% общемирового объема экспорта товаров сектора ИКТ. Это в четыре раза выше, чем в США и Республике Корее (7,3 и 7,1% соответственно). В России этот показатель находится на уровне 0,1%.

Первенство по доле экспорта ИКТ-услуг принадлежит Ирландии, в общемировом экспорте ее доля составляет 16,7%, что более чем вдвое превышает объем экспорта таких стран, как Китай (7,8%), США (7,4%) и Германия (6,7%). В России этот показатель находится на уровне 0,9%, завершают выводы ученые ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Группировка стран по числу абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к интернету: 2018

Мобильный ШПД, число абонентов на 100 человек населения

Фиксированный ШПД, число абонентов на 100 человек населения

высокое

среднее

низкое

высокое

Япония, Финляндия, Эстония, США, Дания, Латвия, Австралия, Швеция, Нидерланды, Республика Корея

среднее

Норвегия, Великобритания, Швейцария, Люксембург, Франция, Германия, Греция, Канада, Бельгия, Португалия

Польша, Ирландия, Литва, Новая Зеландия, Испания, Болгария, Италия, Австрия, Чешская Республика, Россия, Словакия, Китай, Румыния, Словения, Венгрия

низкое

Бразилия, Египет, Мексика, Турция, ЮАР

Источник: НИУ ВШЭ