Россия потеряет 46 млрд руб. после снижения порога беспошлинного ввоза посылок из-за рубежа

| статьи | печать

Министерство финансов предлагает с 2022 г. снизить порог беспошлинного ввоза посылок из иностранных интернет-магазинов до 20 евро, что в десять раз меньше действующих сейчас норм. Эксперты Института прикладных политических исследований и Института государственного и муниципального управления ВШЭ подсчитали, что в случае, если эти предложения будут приняты, число подпадающих под пошлину посылок увеличится до 76 млн единиц (в настоящее время менее 1 млн).

Напомним, что в конце прошлого года предложение министра финансов Антона Силуанова о снижении порога беспошлинного ввоза в РФ посылок из зарубежных интернет-магазинов поддержал Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост Председателя Правительства РФ. Согласно планам чиновников, снижение будет проходить поэтапно: с 1 июля 2020 г. — до 100 евро, с 1 января 2021 г. — до 50 евро, и с 1 января 2022 г. — до 20 евро.

Необходимость снижения беспошлинного ввоза для заграничных посылок А. Силуанов объясняет тем, что при пересылке товаров для личного пользования не взимается НДС и ввозная таможенная пошлина, в то время как в традиционной рознице указанные платежи присутствуют. В результате происходит переток прибыли и налогов из России в интернет-магазины, расположенные на территории иностранных государств, считает глава финансового ведомства.

Он полагает, что снижение порога беспошлинного ввоза создаст равные конкурентные условия для российской и зарубежной торговли. Преследуя данную цель, российские ретейлеры в апреле 2019 г. предложили ввести 15-процентный единый сбор с каждой покупки за рубежом. Однако кабмин выступил против этой идеи. Также звучали предложения двукратно увеличить таможенный сбор за ввоз товаров из-за рубежа.

Больше всего пострадают потребители

Из материалов ВШЭ следует, что в последние годы покупки в зарубежных интернет-магазинах стали привычными для десятков миллионов россиян. В 2019 г. товары за рубежом приобрели более 30 млн российских потребителей. Важнейшим фактором остается ценовая конкуренция — покупки в зарубежных онлайн-магазинах обычно обходятся дешевле, даже с учетом расходов на доставку, но есть и другие причины.

28% потребителей указывают более широкий товарный ассортимент, 27% — наличие определенных брендовых товаров, доступных только в иностранных интернет-магазинах. Это подтверждают данные по количеству посылок, которые потребители получают в небольших городах с относительно ограниченным ассортиментом в магазинах. Например, в 2018 г. житель Нижнего Тагила в Свердловской области «в среднем» получил 3,5 посылки в год, в то время как в Екатеринбурге, областной столице, этот показатель составил 2,7.

Ученые полагают, что снижение беспошлинного лимита в первую очередь ударит именно по таким — с небольшими доходами и ограниченными возможностями для выбора — потребителям. И не только из-за необходимости платить таможенную пошлину, но и из-за дополнительных затрат на время, которое потребуется для заполнения документов, оплату и получение посылки.

По оценкам экспертов, затраты потребителей в 2022 г. могут вырасти на 88 млрд руб. При этом на таможенные пошлины придется лишь треть всех дополнительных расходов потребителей, остальные будут связаны с временными затратами.

Потери понесут и почтовые операторы. В настоящее время под пошлину попадают менее 1 млн посылок (около 0,3% от всего объема трансграничной торговли). Однако в 2022 г. количество таких посылок вырастет многократно — до 76 млн единиц. Это потребует от почтовых служб перестройки бизнес-процессов, расширения складских помещений и увеличения персонала, занятого оформлением таких посылок.

Как результат, затраты вырастут, а прибыль — снизится, в том числе и потому, что часть потребителей откажется от покупок за рубежом. Количество обрабатываемых посылок может сократиться на 13 млн штук за период 2020—2022 гг. В результате «Почта России» и курьерские службы могут потерять до 18 млрд руб. в 2022 г.

От снижения беспошлинного порога может выиграть государство. В 2022 г. сборы таможенных пошлин, согласно расчетам экспертов ВШЭ, увеличатся на 26 млрд руб., а дополнительно введенный платеж за таможенное оформление (3 евро/посылка) принесет еще 17 млрд руб. Затраты на сбор этих платежей составят 28 млрд руб. В результате нетто-эффект для государства составит +16 млрд руб.

«На первый взгляд, баланс для государства — положительный, — говорит научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Марсель Салихов. — Но этот расчет построен в предположении 100-процентной собираемости платежей. В случае, если потребители начнут занижать стоимость покупок, пытаясь избежать новых сборов, доходы государства окажутся гораздо меньше». При этом соотношение затрат на администрирование и полученных доходов (64%) на два порядка выше, чем при администрировании сбора таможенных пошлин при обычном крупномасштабном импорте.

Значительные потери почтовых служб и потребителей приведут к тому, что экономический эффект для всех участников рынка окажется отрицательным и составит –46 млрд руб. Об этом же говорит и опыт стран СНГ, которые пошли на снижение необлагаемого лимита.

В Белоруссии снижение беспошлинного порога с 200 до 22 евро в 2016 г. привело к трехлетней стагнации трансграничной торговли и потерям для экономики в 1 млн евро в год. На Украине снижение лимита в 2014 г. в условиях дефицита ресурсов у таможенной службы превратило посылочный бизнес в канал «серого» розничного импорта и привело к потерям бюджета на десятки миллионов евро ежегодно из-за снижения легального импорта.

Онлайн-торговля пошла на снижение

По оценке экспертов НИУ ВШЭ, в 2016—2018 гг. объемы трансграничной торговли (в физическом выражении, число посылок) в России выросли более чем в 2,6 раза. Схожую динамику показали и многие другие крупные страны — Франция, Великобритания, Украина. В 2019 г., по предварительным данным, поток импортных посылок в Россию упал на 3% в годовом сопоставлении. Россия стала единственной из крупных стран, столкнувшихся со снижением количества посылок. В 2019 г. на динамику российского рынка трансграничной торговли серьезное влияние оказали рост конкуренции со стороны российских онлайн-магазинов и снижение необлагаемого лимита с 1000 евро до 500 евро в 2019 г.

По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, объем ввоза из зарубежных онлайн-магазинов в Россию в 2019 г. составил 2,85 млрд долл., сократившись до рекордно низкого уровня за последние шесть лет. Сегмент внутрироссийских продаж при этом вырос более чем в 1,5 раза — до 16,29 млрд долл., а общий объем рынка онлайн-торговли в РФ увеличился на 41% — до 19,14 млрд долл.

Прирост числа отправлений был отмечен в обоих сегментах. На внутрироссийском направлении он составил 67% — до 375 млн посылок, при этом их количество из зарубежных онлайн-магазинов выросло незначительно — на 20 млн посылок, до 380 млн.

Кроме того, эксперты вы-явили другую тенденцию: при увеличении числа заказов на человека из года в год продолжает снижаться средний чек на покупки в интернет-магазинах. Если в 2015 г. на человека приходилось 2,25 заказа в год, а в 2019 г. — 5,18, то средний чек в российских онлайн-магазинах за этот период сократился с 3,6 тыс. до 2,65 тыс. руб., а в зарубежных — с 18 долл. до 7,5 долл. Выходит, что потребители покупают в интернете меньше, но чаще. Это обусловлено как отсутствием роста реальных денежных доходов, так и изменением потребительских предпочтений.

К сведению

Россияне тратят в интернете много времени, но не денег

Россияне старше 16 лет проводят в интернете семь часов 17 минут ежедневно, а тратят всего 190 долл. в год. Такие данные озвучил Forbes, представляя рейтинг крупнейших компаний Рунета. Число пользователей интернета в возрасте старше 12 лет в России достигло 95,5 млн — это эквивалентно 78% жителей страны данной возрастной категории, свидетельствуют данные Mediascope. Рост аудитории за два года на 10% обеспечен в основном за счет старшего поколения и проникновения мобильного интернета.

Россияне старше 16 лет проводят в интернете семь часов 17 минут ежедневно — больше, чем, например, американцы (шесть часов 42 минуты), китайцы (пять часов 50 минут), немцы (четыре часа 52 минуты). Это уже данные другого исследования, глобального отчета Digital 2020, который ежегодно выпускают We Are Social и Hootsuite.

В интернете россияне общаются в соцсетях и мессенджерах, ищут информацию, читают новости, смотрят видео и, конечно, тратят деньги. 60% российских пользователей интернета совершают покупки в сети, причем половина из них — с помощью мобильного телефона. Но при этом по сравнению с жителями других стран россияне пока тратят очень мало денег в интернете — всего 190 долл. на человека в год (американцы — почти 1400 долл., немцы — около 1100 долл., китайцы — чуть более 1000 долл.).

Относительно низкий средний чек в России оставляет огромный простор для роста бизнеса компаний, торгующих в интернете, и создания новых игроков. Эксперты считают, что с большой вероятностью e-commerce останется основным полем битвы инвесторов в 2020 г. Сделки могут быть в таких секторах, как онлайн-образование (edtech), юридические услуги (legaltech), инструменты для онлайн-маркетинга, сервисные услуги для домохозяйств, полагают аналитики.