Представитель предъявляет иск: надо ли прилагать диплом непосредственно к исковому заявлению?

| статьи | печать

В прошлом году в процессуальном законодательстве прошел ряд изменений, одним из которых стало распространение требования о наличии документов о высшем юридическом образовании на представителей в гражданском и арбитражном процессах. Казалось бы, формулировка достаточно очевидная. Между тем на практике возникает ряд вопросов: в какой момент представитель должен представить диплом? Каковы процессуальные последствия непредставления диплома? Подробнее — в материале.

Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил квалификационные требования к представителям в гражданском и арбитражном процессах. Теперь согласно ч. 4 ст. 61 АПК РФ и ч. 3 ст. 49 ГПК РФ лица, оказывающие юридическую помощь и являющиеся представителями в судах, за исключением случаев представительства по делам, рассматриваемым мировыми судьями и районными судами, должны, среди прочего, представить суду документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности. В связи с этими нововведениями в юридическом сообществе обсуждается вопрос о том, нужно ли к исковому заявлению в арбитражный суд прилагать диплом, если такое заявление предъявлено представителем. В частности, высказывается мнение, что, если к иску приложена доверенность, но не приложен диплом представителя о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности, нет оснований для оставления искового заявления без движения или для его возврата. Диплом не является документом, удостоверяющим полномочия представителя.

Соответствующая позиция основана на том, что в ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ приведен закрытый перечень документов, которые нужно приложить к исковому заявлению. И в этом перечне не указан документ об образовании представителя, подписавшего заявление.

Цитируем документ

1. К исковому заявлению прилагаются:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины <…>;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;

7.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;

8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;

9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика <…>.

Статья 126 АПК РФ

Однако эта позиция представляется спорной. Для выявления действительной воли федерального законодателя требуется применение грамматического и системного способов толкования права, а не буквального, примененного сторонниками такого подхода.

Доверенность на судебное представительство нельзя выдать лицу без диплома

Действительно, сам по себе диплом не удостоверяет полномочия. Однако по смыслу п. 3 ст. 59 АПК РФ доверенность на судебное представительство может быть выдана только специальному субъекту, поэтому диплом удостоверяет, что доверенность выдана лицу, отвечающему установленному указанной нормой права образовательному цензу.

Цитируем документ

Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе.

Пункт 3 ст. 59 АПК РФ

Полномочия действующего на основании доверенности адвоката не требуют представления диплома о высшем юридическом образовании, так как получить статус адвоката можно только при наличии такого образования. Иные оказывающие юридическую помощь лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия (п. 2, 4 ст. 61 АПК РФ).

В рассматриваемом случае словосочетание «а также» означает «наряду с тем», может быть заменено соединительным союзом «и». Следовательно, законодатель не разделяет, а объединяет документы об образовании и полномочиях представителя в единый комплект. Документ об образовании является неотъемлемой принадлежностью доверенности на судебное представительство. А каждый из этих документов в отдельности не создает статуса представителя.

Пример из практики

В одном деле две компании обратились в суд со встречными требованиями о взыскании денежных средств. Однако определением суда первой инстанции встречное исковое заявление было возвращено заявителю. Возвращая встречное исковое заявление заявителю, суд первой инстанции исходил из того, что заявившая встречный иск компания в нарушение п. 3 ст. 59, п. 4 ст. 61 АПК РФ не представила документы о высшем юридическом образовании своего представителя, подписавшего встречное исковое заявление. Не согласившись с принятым определением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просил определение суда отменить и направить встречное исковое заявление для рассмотрения по существу. По мнению заявителя жалобы, к исковому заявлению были приложены все необходимые документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего исковое заявление. Кроме того, заявитель жалобы полагал, что суду надлежало оставить исковое заявление без движения и запросить дополнительные документы.

Проанализировав применимые нормы права, апелляция пришла к выводу, что с 01.10.2019 основанием для возвращения искового заявления является, в силу п. 6 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, подписание искового заявления лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, в том числе не подтвердившим наличие у представителя высшего юридического образования. В итоге суд апелляционной инстанции посчитал, что первая инстанция обоснованно возвратила исковое заявление заявителю и оснований для оставления искового заявления без движения, в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, у суда первой инстанции не было.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 № 17АП-16545/2019-АК по делу № А50-29533/2019

Требование представить диплом не всегда обоснованно

Стоит отметить, что Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 126 АПК РФ не внесено никаких дополнений о том, что к исковому заявлению кроме документа о полномочиях представителя прилагаются документы о наличии у него соответствующего образования или ученой степени. По мнению автора, это не является юридико-технической ошибкой. Законы не должны писаться в виде подробной пошаговой инструкции. Текст нормативного акта должен отвечать формуле «слов мало, смысла много». Выраженная в норме права воля законодателя выявляется путем применения способов толкования, необходимых в конкретном случае, а не путем произвольного применения самого распространенного способа толкования — буквального.

Проанализируем, к чему может привести буквальное толкование в данном случае. Основываясь на этом способе толкования, сторонники приведенного в начале статьи подхода полагают, что диплом нужно представлять арбитражному суду непосредственно в судебном заседании. На стадии подачи иска такой обязанности нет. Нужна только доверенность представителя с правом на подписание искового заявления.

Итак, если согласиться с такой логикой, подписанное представителем исковое заявление принято к рассмотрению судом. Вынесено соответствующее определение, назначено судебное заседание. Ответчик представил отзыв на иск. В судебном заседании выясняется, что у представителя нет высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности. Возникает процессуальный тупик: как при таких обстоятельствах расценивать принятие искового заявления, возбуждение производства по делу? Установив в судебном заседании отсутствие у представителя соответствующего образования, суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения на основании подп. 7 п. 1 ст. 148 АПК РФ (согласно этой норме суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если установит, что оно подписано лицом, не имеющим права подписывать его). Неужели только для того, чтобы убедиться в наличии или отсутствии у представителя соответствующего образования, суд должен, по сути, действовать вслепую? При таком подходе о принципе процессуальной экономии следует забыть. А если одновременно с подачей искового заявления будет подано заявление о рассмотрении дела без участия представителя истца? Судопроизводство рискует превратиться в фарс.

Очевидно, что вводя образовательный ценз для представителя в арбитражном суде, федеральный законодатель не намеревался создать противоречащую принципам эффективного судопроизводства и процессуальной экономии конструкцию, какую увидели сторонники указанного мнения, применив буквальное толкование ст. 126 АПК РФ. Арбитражный суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду (п. 2 ст. 63 АПК РФ), однако из этого не следует, что к исковому заявлению представитель не должен прилагать документы об образовании.

Также стоит признать ошибочным сделанный на основании ст. 63 АПК РФ вывод о том, что документы об образовании суд проверяет только при решении вопроса о допуске представителя к участию в судебном заседании. Это явно ограничительное толкование, основанное на специальной норме, посвященной допуску представителя к участию в судебном заседании. Участие в судебном заседании важное, но далеко не единственное право лица, участвующего в деле, и, соответственно, его представителя (ст. 41, п. 1 ст. 62, ст. 63 АПК РФ).

Судопроизводство начинается с предъявления иска. Кроме непосредственно участия в судебном заседании представителю может быть предоставлено право в том числе на подписание искового заявления (п. 2 ст. 62 АПК РФ).

Решая вопрос о принятии искового заявления, суд обязан проверить наличие у подписавшего исковое заявление представителя документов об образовании. В пункте 4 ст. 61 АПК РФ, которая в отличие от п. 2 ст. 63 АПК РФ является общей нормой, указано, что иные, оказывающие юридическую помощь, лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности. Из пункта 4 ст. 61 АПК РФ следует, что документы об образовании представляются суду не только для допуска представителя к участию в судебном заседании, но и на стадии предъявления иска.

Полагаем, что практика, по которой суды не принимают исковые заявления без приложения документа о высшем юридическом образовании подписавшего иск представителя или документ о его ученой степени по юридической специальности, полностью соответствует нормам АПК РФ. Между тем требуется выражение позиции Верховного суда РФ относительно того, какой нормой АПК РФ суды должны руководствоваться в этом случае: ст. 128 АПК РФ (и оставить исковое заявление без движения) или подп. 6 п. 1 ст. 129 АПК РФ (и вернуть исковое заявление).

Также важно прояснить позицию Верховного суда РФ о возможности ознакомления с материалами дела представителя без предъявления диплома о высшем юридическом образовании. По мнению автора, в данном случае никакого иного способа толкования, кроме буквального, не может быть применено. Право знакомиться с материалами дела — это одно из полномочий лица, участвующего в деле. Этим же полномочием обладает представитель (ст. 41, п. 1 ст. 62, ст. 63 АПК РФ). Отсюда вытекает обоснованное требование судов предъявлять для ознакомления с делом доверенность и, соответственно, диплом о высшем юридическом образовании.

На основании изложенного можно заключить, что осуществленная Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ «процессуальная реформа» несет не только плюсы, но и минусы. Бесспорно, сложившееся положение вызывает недовольство юридического сообщества, так как в большинстве случаев ознакомление с материалами дела заключается в их фотографировании. Для выполнения этой, по сути, технической функции до 1 октября 2019 г. в суды можно было направлять помощников адвокатов или любого иного сотрудника юридической фирмы. Часто помощники еще учатся в юридических институтах и не имеют диплома о высшем образовании. После введения образовательного ценза для представителей и возникли указанные проблемы.

***

Новеллы о квалификационных требованиях к представителю в арбитражном процессе вызвали немало вопросов, привели к проблемам, часто носящим только технический характер и по существу усложнившим деятельность представителей. В отдельных случаях, таких как фотографирование материалов дела, эти усложнения не могут быть оправданы указанной в пояснительной записке к законопроекту целью повышения качества юридической помощи и обеспечения права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Практика применения процессуальной новеллы о квалификационных требованиях к представителю в арбитражном процессе покажет, имеется ли необходимость в корректировке процессуальных норм о представительстве.

Принять к сведению

В пункте 3 ст. 59 и п. 4 ст. 61 АПК РФ установлен образовательный ценз для иных оказывающих юридическую помощь лиц (то есть для лиц, не имеющих статуса адвоката). Из этих процессуальных норм вытекают любопытные гражданско-правовые последствия. Услуги судебного представительства — это договор возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, указанные процессуальные нормы должны учитываться при заключении договоров на оказание юридических услуг судебного представительства. Если такой договор будет заключен исполнителем, не имеющим соответствующего образования или ученой степени, то такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ. Это тот случай, когда процессуальные нормы применяются как нормы материального права в целях гражданско-правового регулирования.