«Яндекс» желает торговать своими наблюдениями за пользователями

| статьи | печать

Компания «Яндекс» совместно с «Объединенным кредитным бюро» (ОКБ) и Бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс» запустила проект «Интернет-скоринг бюро» по оценке платежеспособности заемщиков для банков. Об этом сообщает РБК, «Яндекс» подтвердил изданию факт сотрудничества.

По имеющейся информации, данные о клиентах, которые собирает «Яндекс», будут использоваться для оценки их скорингового балла. РБК замечает, ссылаясь на оценку гендиректора Национального рейтингового агентства (НРА) Алексея Богомолова, что скоринговый балл, даже полученный на основе агрегированных и обезличенных данных, повышает возможности банков оценивать потенциальных заемщиков.

БКИ располагает данными о кредитах, запросах на кредиты, платежах человека и его кредитной нагрузке. «Яндекс» же владеет статистическими данными о своих пользователях, агрегированными и обезличенными. ОКБ и «Яндекс» не имеют доступа к данным друг друга. Какие данные используются для построения скоринговой модели, «Яндекс» не раскрывает.

Директор по маркетингу компании «Системный софт» Руслан Галка так комментирует «Бизнес ФМ» информацию: «„Яндекс“ может анализировать любые данные, я бы их условно разделил на три типа. Первые — это технические данные, то есть какое количество устройств у пользователя привязано к его аккаунту в „Яндексе“, с каких устройств он выходит в интернет из дома, с работы, можно прикинуть стоимость этих устройств, которые находятся во владении. Также „Яндекс“ может оценивать поведенческие данные на основе своих собственных сервисов. Допустим, как часто вы ездите на такси, пользуетесь ли каршерингом, нарушаете ли вы Правила дорожного движения, заказываете ли вы еду в „Яндекс.Еде“, какой у вас средний чек. У них огромная база данных по каждому человеку».

А начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий отмечает, что будет любопытно, если, опираясь на выводы «Яндекса», банки возьмут и откажут кому-то в кредите. Очевидно, что если данные будут учтены, то право на их обработку пользователь должен делегировать. Иначе — правовой прецедент.

«Вы прекрасно знаете, что, как только вы что-то написали в письме, вам тут же начинают почтовые сервисы подсовывать аналогичную рекламу. Понятно, что роботы копаются в ваших письмах. Использование этой информации, конечно, совершенно неправомерно и может быть оспорено в суде. Например, если вы в письмах используете какую-то информацию, на основании которой вам отказали в кредите, и вы доказали этот факт, то, в принципе, могут быть соответствующие иски к банку и к „Яндексу“», — говорит М. Осадчий.