1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 81

Оборот криптовалюты в РФ: новеллы в гражданском законодательстве и налогообложение

Пожалуй, никого уже не удивить фактом широкого использования криптовалюты. В различных странах мира ею можно оплатить если не все, то очень многое: от еды в ресторане и мобильной связи до элитной недвижимости и образования. Однако понимание ее правовой природы и юридическая квалификация существенно различаются в зависимости от правопорядка.

Споры о том, чем же все-таки является криптовалюта — финансовым (инвестиционным) инструментом, средством платежа или иным имуществом, — закономерно увенчались поправками в Гражданский кодекс и некоторые другие законодательные акты.

Что же изменилось в правовом регулировании криптовалюты с 1 октября 2019 г. и как это повлияет на налоговые обязанности тех, кто так или иначе использует ее в своей предпринимательской деятельности?

«Легализация» криптовалюты в РФ

Использование криптовалюты для оплаты товаров, работ и услуг очевидно создает соблазн для участников гражданского оборота квалифицировать ее как средство платежа наряду с так называемыми «фиатными» деньгами. Данный подход даже нашел отражение в практике Европейского суда, прямо указавшего на правовую природу биткоина как средства платежа, а не товара1.

В то же время официальная позиция по данному вопросу в РФ долгое время была прямо противоположной. Так, министр экономического развития Максим Орешкин отмечал, что криптовалюту следует рассматривать скорее как актив, а не как валюту2.

Центральный банк и Росфинмониторинг, в свою очередь, были более категоричны, указывая, что сделки по предоставлению цифровых денег в обмен на товары, работы или услуги следует рассматривать как потенциальную вовлеченность в легализацию денежных средств, добытых преступным путем, и финансирование терроризма3.

Тем не менее условная «легализация» криптовалюты в гражданском обороте все же произошла. Поправками в Гражданских кодекс, вступившими в силу 1 октября 2019 г., был расширен перечень объектов гражданских прав: теперь в категорию имущественных прав включены цифровые права (Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ).

Также Гражданский кодекс был дополнен ст. 141.1, раскрывающей критерии отнесения прав к цифровым. Так, цифровыми являются обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

И наконец, при квалификации криптовалюты стоит упомянуть также и проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах», уже принятый Государственной Думой в первом чтении. Статья 2 законопроекта относит криптовалюту и токен к цифровым финансовым активам. Более того, в статье прямо указывается на то, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Таким образом, с учетом приведенных новелл, можно считать волю законодателя сформированной: криптовалюта официально не признается в РФ средством платежа или инвестиционным инструментом, как, например, ценная бумага, а является имущественным (цифровым) правом.

Принимая во внимание диспозитивный характер норм ГК РФ, а также отсутствие соответствующего запрета, следует сделать вывод, что криптовалюта является свободным в обороте имуществом, изготовление (майнинг) и реализация которого законом не ограничены.

Налоговый аспект

Говоря о «легализации» криптовалюты, невозможно оставить за скобками налоговые последствия ее оборота.

С учетом квалификации криптовалюты как имущественного права оплата с ее помощью товаров, работ и услуг будет, по сути, представлять собой договор мены, в силу которого каждая из его сторон признается продавцом товара и обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (ст. 567 ГК РФ).

Для целей налогообложения такие правоотношения представляют собой товарообменную операцию (бартер), подлежащую налогообложению как налогом на прибыль, так и НДС.

Налог на прибыль

Получаемая в обмен на товары, работы или услуги криптовалюта будет являться доходом, подлежащим обложению налогом на прибыль, на что прямо указывает и Минфин России (письмо от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61152). Однако какую величину в таком случае будет составлять налоговая база, образующаяся при получении такого дохода?

Налоговым кодексом предусмотрено специальное правовое регулирование в отношении обложения товарообменных операций налогом на прибыль.

Так, в силу п. 4 ст. 274 НК РФ доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Таким образом, для целей налогового учета и исчисления налога с дохода в форме криптовалюты значение имеет стоимость такой криптовалюты, указанная самими сторонами сделки.

По идее, в случае отсутствия взаимозависимости между сторонами сделки такая стоимость должна презюмироваться рыночной (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Однако позиция Верховного суда РФ по данному вопросу является не столь однозначной. Так, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 16 февраля 2017 г., указывается на возможность применения налоговыми инспекциями методов определения доходов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, в случае если использование рыночных цен при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика предусмотрено главами части второй НК РФ. К таким случаям Верховный суд относит также и исчисление налога по товарообменным операциям, так как в этом случае применение методов исчисления рыночной цены, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, призвано восполнить отсутствие специальных методов для определения налоговой базы по таким операциям.

Иными словами, это, по сути, означает, что установленная сторонами цена криптовалюты в сделке не будет презюмироваться рыночной.

Для признания ее таковой налогоплательщик (получатель дохода в форме криптовалюты) может представить документальное подтверждение или провести независимую оценку. Такой способ защиты от претензии налоговых органов уже активно используется по сделкам, где стороны являются взаимозависимыми. В то же время территориальные налоговые органы все же вправе самостоятельно проверить доводы о соответствии цены криптовалюты, определенной сторонами сделки, рыночному уровню в момент ее приобретения в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

И наконец, хотя на данный момент налоговым ведомством еще не была высказана позиция о налогообложении дохода в форме криптовалюты, следует предположить, что в части учета расходов здесь не должно быть никаких исключений: доходы от операции с криптовалютой могут быть уменьшены на величину расходов на приобретение товаров, переданных в обмен на криптовалюту, либо на сумму приобретения (изготовления) криптовалюты для доходов от ее реализации (ст. 252 НК РФ).

Также остается актуальным вопрос о порядке последующего учета криптовалюты на балансе организации.

НДС

Избранный законодателем подход в квалификации криптовалюты как имущественного права неминуемо влечет признание ее реализации объектом налогообложения НДС и исключает применение к таким операциям льгот, предусмотренных, например, для финансовых инструментов.

Необходимо учитывать, что обязанность по уплате НДС при операциях с криптовалютой в равной степени лежит как на российских, так и на иностранных организациях, не имеющих в РФ филиалов и представительств, если такими организациями осуществляется реализация электронных услуг в адрес российских покупателей.

Таким образом, даже если организация, оказывающая российским покупателям услуги в интернете в обмен на криптовалюту, находится за рубежом, она не освобождается от необходимости уплаты в РФ НДС с таких операций, а также постановки на учет в российских налоговых органах (ст. 174.2 НК РФ).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что отнесение криптовалюты к объектам гражданских прав безусловно нацелено облегчить ее оборот в РФ и внести правовую определенность в отношения по ее реализации.

Так, уже сейчас становится более очевидным порядок налогообложения сделок с криптовалютой. Однако не стоит забывать, что практика налоговых органов зачастую оказывается не столь однозначной, ввиду чего следует ожидать более подробных разъяснений финансового ведомства и арбитражных судов.


1 Judgement of the court in case C-264/14, 22 october 2015 (http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=&docid=170305&pageIndex=0&doclang=en&mode=req&dir=&occ=first&part=1&cid=604646)..

2 https://forklog.com/ministr-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-usmotrel-v-kriptovalyutah-priznaki-finansovoj-piramidy/.

3 Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок „виртуальных валют“, в частности, Биткойн», информационное сообщение Росфинмониторинга «Об использовании криптовалют» ( http://fedsfm.ru/news/957).