1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1695

Конституционный суд разобрался с тем, как считать выходное пособие при увольнении

В постановлении от 13.11.2019 № 34-П Конституционный суд РФ разъяснил конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

В чем проблема

При расторжении трудового до­гово­ра в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на пе­рио­д трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ).

Статьей 139 ТК РФ пре­ду­смот­рено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), пре­ду­смот­ренных Трудовым кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. При этом особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ.

Постановлением от 24.12.2007 № 922 Правительство РФ утвердило Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее — Положение). Пунктом 9 Положения установлено, что при определении среднего заработка используется средний дневной заработок. При этом в абз. 4 п. 9 Положения сказано, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в пе­рио­де, подлежащем оплате. Поскольку в данной норме не уточняется, в каком случае нужно использовать календарные дни, а в каком — рабочие, некоторые компании при выплате выходного пособия в расчет берут только рабочие дни. В результате размер выходного пособия работника оказывается меньше его обычного среднемесячного заработка, что приводит к спорам с работодателем.

Как решают вопрос суды

У судов нет единого мнения по поводу того, какие дни (календарные или рабочие) нужно использовать при расчете выходного пособия.

Так, например, Московский городской суд в Апелляционном определении от 14.09.2016 № 33-31071/2016 рассмотрел ситуацию, когда работник в конце декабря был уволен по сокращению штата. Работодатель произвел расчет выходного пособия путем умножения среднего дневного заработка работника на количество рабочих дней в пе­рио­де, подлежащем оплате. Поскольку в этом пе­рио­де (январе) было большое количество нерабочих дней, размер выходного пособия оказался значительно меньше сумм, которые работник обычно получал за месяц.

Суд признал расчет, произведенный работодателем, не противоречащим положениям трудового законодательства. Он отверг ссылку работника на положения ст. 112 ТК РФ, согласно которым наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад). Суд отметил, что положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в пе­рио­д работы, а не выходного пособия, имеющего компенсационную природу.

А вот Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 29.11.2016 № 33-23589/2016 по делу № 2-5694/2016 в аналогичной ситуации занял противоположную позицию. Он указал, что положения ст. 112 ТК РФ относятся и к порядку исчисления среднего месячного заработка, учитываемого при определении выходного пособия. Поэтому расчет пособия без учета нерабочих праздничных дней противоречит нормам действующего трудового законодательства.

Позиция Конституционного суда

Один из таких споров дошел до Конституционного суда. Работница была уволена 28 декабря 2018 г. в связи с ликвидацией организации. Ей было выплачено выходное пособие. При его расчете работодатель умножил средний дневной заработок работницы на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном пе­рио­де, следующем за датой увольнения (с 29 декабря 2018 г. по 28 января 2019 г.), без включения в расчет выпавших на этот пе­рио­д выходных и нерабочих праздничных дней.

Посчитав такой расчет неверным, работница обратилась в суд. Но суд, руководствуясь в том числе положениями абз. 4 п. 9 Положения, признал расчет правильным. Тогда работница подала жалобу в Конституционный суд. По ее мнению, нормы абз. 4 п. 9 Положения не соответствуют Конституции РФ.

Правовая природа выходного пособия

Как указал Конституционный суд, из буквального смысла ст. 178 ТК РФ следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в этой ста­тье основаниям, наряду с оплатой труда гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

По своей правовой природе выходное пособие является гарантийной выплатой. Ее предоставление связано с прекращением трудовых отношений по инициа­тиве работодателя. Закрепление данной гарантии на законодательном уровне обуслов­лено стремлением государства смягчить неблагоприятные последствия увольнения по обстоятельствам, не зависящим от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на пе­рио­д трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в пе­рио­д трудовой деятельности.

В отличие от заработной платы, которая зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению. Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место пос­ле увольнения работника.

Конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы

Конституционный суд разъяснил, что закрепленные Положением правила определения среднего заработка по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчет заработка в установленных законом случаях. Данные правила не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса. Поэтому при определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания ст. 178 ТК РФ. При этом способ подсчета среднего месячного заработка должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд. В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника. А это противоречит вытекающим из ст. 2, 7 и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ требованиям об обеспечении максимально возможной поддержки работника как более слабой стороны трудовых отношений.

В рассматриваемом деле размер выходного пособия работницы был исчислен с учетом количества рабочих дней, приходящихся на первый месячный пе­рио­д пос­ле увольнения, как если бы осуществлялась оплата трудовой деятельности за этот пе­рио­д. Однако при исчислении заработной платы действуют специальные правила. Согласно ст. 112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад. А работникам, для которых не установлен оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (ст. 112 ТК РФ).

Таким образом, при расчете выходного пособия исходя из количества рабочих дней увольняемые работники вопреки воле законодателя ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней. Кроме того, такой расчет выходного пособия приводит к определению его размера на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве при правовом регулировании в сфере труда.

В результате Конституционный суд пришел к выводу, что независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в пе­рио­д трудовой деятельности. А абзац 4 п. 9 Положения не вступает в противоречие с Конституцией РФ. По своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами данного пунк­та, а также со ст. 139 и 178 ТК РФ он не предполагает возможности определения размера выходного пособия в сумме меньшей, чем средний месячный заработок работника, независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце пос­ле увольнения нерабочих праздничных дней.