1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 12

Инновационная продукция создается в активном сотрудничестве с клиентами и потребителями

Более 90% российских высокотехнологичных предприятий сотрудничают с клиентами и/или потребителями продукции в процессе ее разработки, показали данные опроса 545 таких компаний, проведенного специалистами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (issek.hse.ru) в рамках регулярного Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса.

Самая распространенная форма взаимодействия при создании инноваций — учет пожеланий клиентов, отмечают эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Валерия Власова и Виталий Рудь. Свыше половины компаний ориентируются на обратную связь за счет систематических опросов (54,1%), программ тестирования потребительских свойств и сбора пользовательского опыта (50,5%). Непосредственным вовлечением клиентов в различные этапы разработки и производства продукции занимаются 27,3% предприятий.

Абсолютное большинство (80,7%) инновационно активных предприятий высокотехнологичных отраслей взаимодействуют с внешними организациями. Более половины таких предприятий (63,5%) сотрудничают с контрагентами с целью совместного проведения разработок и реализации инновационных проектов. Ключевыми партнерами выступают российские научные организации и вузы, предприятия-смежники и компании в составе группы, к которой они принадлежат.

Наиболее распространенной формой кооперации (53,6%) является сотрудничество внутри цепочки поставок, в процессе которого в основном осуществляется закупка машин, оборудования и иных капитальных объектов. При этом, отмечают аналитики ИСИЭЗ, приобретение объектов интеллектуальной собственности редко выступает фактором, побуждающим предприятия устанавливать кооперационные связи.

Российские компании довольно активно используют различные внешние каналы получения информации при разработке инноваций. В основном это профессиональные мероприятия, а также научно-техническая информация (используют около 70% предприятий). Наряду с каналами профессиональных и отраслевых ассоциаций (48,7%) респонденты активно применяют мониторинг интернет-платформ и социальных сетей (45,6%). Практику обратной разработки (реверс-инжиниринга) осуществляют порядка 9% опрошенных компаний, показало исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.