Госдуме предложили урегулировать правовой статус частных гаражей

| статьи | печать

Очередную попытку окончательно решить проблему распространения режима частной собственности на гаражи и парковочные места предпринял председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Подготовленный им проект нормативного акта регулирует вопросы строительства гаражей, оформления прав на них и устанавливает формы объединений граждан для реализации цели по возведению данных объектов.

Трудности, сопутствующие оформлению прав на объекты гаражного строительства, а также деятельности гаражных объединений, давно уже стали частью нашей правовой действительности. Многие тысячи гаражей, стоянок существуют в ситуации правовой неопределенности, не имея должной защиты ни от посягательства рейдеров, ни от действий властей. Правовой вакуум установился и вокруг гаражных объединений граждан, способствуя непрозрачным схемам управления, «серому» использованию общего имущества, анархии с уплатой членских взносов.

Попытки решить вышеуказанные проблемы предпринимались неоднократно, однако результата они не приносили. Единственным исключением стал Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2017 г. Он закрепил правовой статус, порядок и условия индивидуализации и государственного кадастрового учета машино-мест. Беда в том, что затронул он лишь те объекты, что расположены в зданиях или сооружениях. Как считает П. Крашенинников, проблема с гаражами в РФ связана прежде всего с отсутствием комплексного нормативного правового регулирования вопросов участия данных объектов в гражданском обороте, правового положения гаражных кооперативов, а также прав и обязанностей их членов. В настоящее время регулирование гаражных объединений сводится только к общим нормам ГК РФ о некоммерческих юридических лицах, нормам законодательства о некоммерческих организациях и уставу соответствующего объединения.

В законопроекте, предложенном П. Крашенинниковым (№ 785806-7), формируется общий подход к определению объекта, предназначенного для стоянки и хранения транспортных средств, государственной регистрации прав на него. Так, он вводит понятия «гаражный комплекс» и «гаражная стоянка», «гараж» (он же — «гаражный бокс») и «машино-место».

Определяется перечень общего имущества собственников гаражей и основы его использования. Документ устанавливает и положения о доле каждого собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество. Она должна быть пропорциональна размеру площади принадлежащих владельцу самостоятельных объектов права собственности. Доля в праве общей собственности на общее имущество в гаражном комплексе или гараже-стоянке соответствующего собственника следует судьбе права собственности на гараж или машино-место. При продаже гаражей и машино-мест в гаражных комплексах остальные собственники гаражей и машино-мест не имеют преимущественного права покупки гаража или машино-места. Также законопроект определяет формы объединений собственников гаражей или машино-мест: гаражный кооператив, который является видом потребительского кооператива, и гаражное товарищество, являющееся видом товарищества собственников недвижимости. Устанавливается порядок создания гаражного кооператива и гаражного товарищества, их реорганизации и ликвидации.

Помимо этого, документ предусматривает структуру органов управления указанных объединений, порядок их избрания и компетенцию, ответственность за принятие решений. Собственники реализуют правомочия по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в гаражных комплексах и гаражах-стоянках путем принятия решений на их общем собрании, которое обязаны проводить минимум раз в год. В законопроекте подробно раскрываются процедура принятия органами управления решений, права и обязанности членов данных объединений.