Компании нашли недочеты в калькуляторе налоговой нагрузки ФНС

| статьи | печать

Федеральная налоговая служба завершила тестирование калькулятора налоговой нагрузки, позволяющего компаниям взглянуть на свою деятельность глазами инспектора. Во время пробного периода ведомство принимало замечания пользователей к ресурсу. Их оказалось немало. Свои пожелания по изменению сервиса подготовили руководители и главные бухгалтеры из разных уголков страны.

Сам себе инспектор

Напомним, что налоговая служба применяет риск-ориентированный подход при планировании выездных проверок, который базируется на двенадцати критериях. Один из них — налоговая нагрузка. Ее можно рассчитать, воспользовавшись специальным калькулятором на сайте ФНС. Для этого необходимо выбрать налоговый период, вид экономической деятельности, субъект РФ и внести данные по своей организации: сумму фактически уплаченных налогов с разбивкой по категориям и сумму дохода.

В сервисе также представлена информация об уровне средней зарплаты по отраслям экономики, рассчитанном на основе данных справок 2-НДФЛ. Эти данные ревизоры применяют для оценки рисков, возникающих при расчете страховых взносов и НДФЛ. Если калькулятор покажет значения ниже среднеотраслевых — это сигнал для руководства компании.

Пока сервис рассчитан только на общую систему налогообложения. Калькулятор анализирует сведения, поступающие от 1,8 млн предприятий по 300 видам экономической деятельности в разрезе регионов.

Налоговики отказываются от данных Росстата

В ходе региональных презентаций сервиса налоговики сообщают, что на текущий момент, благодаря применению big data, ФНС России рассчитывает налоговую нагрузку и среднюю зарплату, полностью исходя из своих данных. Хотя в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок для этого должны использоваться данные Росстата.

Применяемый налоговиками порядок расчета выгоден компаниям. Среднеотраслевые значения, рассчитанные на основе данных ФНС, как правило, существенно ниже. Например, налоговая нагрузка в строительстве (классы 41—43 ОКВЭД) в соответствии с действующей концепцией равна 7,79%, в то время как на основе данных ФНС это значение составляет для строительства зданий 1,14%, строительства инженерных сооружений — 3,21%, работ строительных специализированных — 1,88%.

Аналогичные расхождения можно обнаружить и в региональном разрезе. Если по данным концепции по отрасли «Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации» налоговая нагрузка составляет 9,2%, то в региональном разрезе данный показатель существенно ниже (2,7% — в Башкортостане, 2,42% — в Татарстане и т.д.).

Замечания по сервису

В течение нескольких месяцев компании по всей стране тестировали новый сервис и вносили свои предложения по его изменению. Так, томские предприятия указали, что инспекции направляют письма о даче пояснений в отношении низкой налоговой нагрузки, рассчитанной исходя из начислений, тогда как в сервисе предлагается расчет исходя из поступлений. Это не совсем верно, посчитали руководители и главные бухгалтеры фирм и предложили применять единый алгоритм расчета.

Кроме того, бизнес считает, что нужно исключить из суммы начислений не только налоги, уплачиваемые организацией в качестве налогового агента (НДФЛ, налог на прибыль в виде дивидендов), но и налоги, имеющие разовый, не систематический характер начислений и поступлений. Например, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ. Еще компании хотели бы дополнить критерии оценки такими показателями, как количество зарегистрированных и действующих кассовых аппаратов, количество сотрудников, характер режима работы, например, сменность.

По итогам обсуждения сервиса предприятия Архангельской области, в состав которой входит Ненецкий автономный округ, предложили разделять данные региона в разрезе двух субъектов РФ — Архангельская область и НАО, а также включить в выборку организации и ИП, применяющие УСН.

Вместе с тем налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы проводить срез по группе близлежащих регионов, к примеру, для сравнения налоговой нагрузки при выборе локализации регистрации и в целом по РФ для выделения среднеотраслевых показателей по стране.

Во многих регионах, в том числе в Вологодской области, звучали предложения детализировать ОКВЭД на подклассы, добавить налог на имущество и предусмотреть категоризацию компаний (микро-, малый, средний и крупный бизнес).

В целом чиновники согласны, что калькулятор налоговой нагрузки нуждается в доработке, но полагают, что работать с этим инструментом компаниям можно и нужно уже сейчас. Часть замечаний бизнеса уже прорабатывается. В частности, в планах налоговой службы — расширить перечень критериев для оценки справедливой и объективной налоговой нагрузки, исходя из реальных условий ведения бизнеса в отрасли, регионе и муниципалитете.

Также инспекторы обещают добавить дифференциацию налоговой нагрузки и средней зарлаты по размеру бизнеса, а для расчета средней зарплаты выделить крупные областные центры и агрегированные данные по другим муниципальным районам внутри субъектов РФ.