ГИТ проверяет работодателей: какие нарушения встречаются чаще всего?

| статьи | печать

Уже больше года Государственная инспекция по труду проводит проверки по-новому. Приходя в компании, сотрудники ГИТ задают только те вопросы, которые есть в утвержденных чек-листах. Никаких сторонних вопросов быть не должно (читайте подробнее в материале «Трудовая инспекция запланировала проверку: как готовиться компании, чтобы пройти ее без штрафов?», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 19). Основной целью новой схемы было сделать проверки прозрачными и удобными. Однако для бизнеса не все так очевидно.

Прежде всего отметим, что на сегодняшний день официально утверждены уже 133 проверочных листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). И их общее число, по оценкам законодателей, превысит 300. Знать и дать ответы на все вопросы просто невозможно, даже при наличии времени в запасе. При этом нельзя знать точно, что именно спросят у вас. Чек-листы стали сильным подспорьем и для самих инспекторов: им не надо детально изучать тему, ведь все вопросы уже перечислены в документах. Так что компаниям вряд ли можно рассчитывать на то, что какой-то вопрос останется незамеченным.

Серьезный риск подстерегает работодателей и с другой стороны. Поправки в ст. 360 ТК РФ (внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ) позволили Инспекции не ждать жалоб сотрудников для начала проверки. Поводом для этого теперь может служить информация от других надзорных органов или статья в СМИ, в том числе и в интернете. А сами штрафы ГИТ может выносить мультипликативно, то есть суммировать их по числу сотрудников, в отношении которых было допущено нарушение. Такой вывод позволяет сделать постановление Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-12, в котором ВС РФ не согласился с выводами нижестоящего суда о том, что нарушения, допущенные в отношении нескольких работников, образуют один состав правонарушения. В итоге общая сумма штрафа может превысить несколько миллионов рублей, как было в практике автора в 2018 г. по итогам проверки одной крупной FMCG-компании.

Инспекторы могут прийти в компанию в следующих случаях:

  • с плановой проверкой,

  • с внеплановой проверкой — допустим, после жалобы сотрудника, и

  • в ходе расследования несчастного случая в организации.

Если вторую и третью причины предсказать не всегда возможно, то «плановые визиты» известны заранее. Информацию об этом можно найти на сайте Прокуратуры или регионального отделения Инспекции по труду. Общий порядок плановой проверки можно описать так: уведомление о предоставлении документов, день проверки, составление акта и предписаний, привлечение к административной ответственности. Каждый этап имеет свои нюансы, и практика BLS позволяет об этом говорить. Например, предварительный список запрашиваемых документов обязательно расширят. Однажды нам пришлось по итогам проверки делать копии почти 900 трудовых договоров и везти их в ГИТ. Какие же нарушения надзорные органы выявляют чаще всего?

Внутренние документы

Одним из первых документов для изучения станут Правила внутреннего трудового распорядка в компании. Уже в нем работодатели очень часто допускают ошибки, а именно: не включают в документ все обязательные условия. В соответствии со ст. 189 ТК РФ в Правилах должны быть указаны порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы и время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания. По опыту автора, хотя быть один из этих пунктов отсутствует в абсолютном большинстве Правил внутреннего трудового распорядка.

Где Правила, там и другие локальные нормативные акты компании. Если в Правилах найдена ошибка, можно быть уверенным, что и другие документы будут проверять детально: корпоративные политики, регламенты и т.д. Любое несоответствие в них нормам закона — основание для предписания. Здесь стоит вспомнить об одной из недавних конференций для HR. На ней представитель ГИТ уточнил, что причина многих ошибок — несогласованность действий подразделений компаний. Чаще всего это выявляют, когда приходится сравнивать документы Отдела по работе с персоналом и Юридического отдела. Другой распространенный случай: по запросу инспектора сотрудник отдела кадров печатает документ из базы, а там устаревшая версия, которая отличается от бумажной версии. Например, на бумаге поставили дату начала работы, а в компьютере — нет. Поэтому сами инспекторы советуют, чтобы в каждой компании был человек, который сможет координировать департаменты и контролировать документы.

Трудовой договор

ГИТ обязательно проверит основной документ — трудовой договор. Необязательно, что в отношении всех сотрудников, но определенную выборку попросит. Допустим, срочные трудовые договоры, договоры будущих декретниц и т.д. Или, найдя ошибку где-то ранее, эту же ошибку будет целенаправленно искать в трудовых соглашениях. По нашему опыту, более 90% договоров содержат хотя бы одно замечание из-за положения, не соответствующего нормам закона. А здесь необходимо лишь внимательно изучить ст. 57 Трудового кодекса. Именно в ней указано, что должно быть в документе, в том числе: место и дата начала работы, трудовая функция, условия труда и оплаты, режим работы и отдыха, гарантии и компенсации.

Отдельного внимания заслуживает договор генерального директора. Недочеты в нем бывают такие же, как и в договорах других сотрудников — место работы, дата начала, условия труда, зарплата, но есть и «свои должностные» — сохранение коммерческой тайны и конфиденциальной информации, ответственность, условия расторжения договора и т.д. Особенности найма руководителя (поиск, согласование, утверждение) обуславливают то, что в его трудовом договоре ошибки встречаются чаще и, как правило, потому, что забыли их вовремя исправить.

Иностранцы

Очень вероятно, что инспекторы пристально рассмотрят, как оформлены иностранные работники, в том числе генеральный директор — экспат. Это связано с частыми нарушениями при их регистрации и разрешениями на трудовую деятельность в нашей стране. К тому же с 16 января 2019 г. у работодателей прибавилось обязанностей. Согласно федеральным законам от 19.07.2018 № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“» и от 19.07.2018 № 215-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» компании должны следить за тем, чтобы деятельность иностранца соответствовала цели его въезда в Россию и чтобы он своевременно выезжал из страны. Кстати, штраф за это нарушение составляет до 500 000 руб. на компанию и до 50 000 руб. — на должностное лицо (ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ). А еще в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» после двух административных штрафов иностранного директора могут просто не впустить на территорию России. В этой связи можно посоветовать компаниям документально перенести ответственность с генерального директора на HR-руководителя или функционального менеджера. Сделать это несложно — необходимо издать приказ о возложении на соответствующее должностное лицо обязанности по ведению кадрового делопроизводства и ответственности за нарушения, а также выдать ему доверенность на представление интересов и на право подписи в кадровых вопросах.

Индексация

Напомним, что ст. 134 Трудового кодекса говорит об индексации заработной платы как «ответной реакции» бизнеса на рост потребительских цен. И еще год назад мнение Инспекции труда было следующим. На мероприятиях и в ходе проверок мы слышали фразу: если в компании есть локальный нормативный акт об индексации, ее надо проводить, если нет — не надо. Сейчас же позиция изменилась — само понятие в законе присутствует, а значит, индексацию нужно проводить. Хотя здесь стоит уточнить, что правил и порядка индексации в Трудовом кодексе как не было, так и нет. Определено лишь то, что проводить ее надо на одинаковую величину и в отношении всех сотрудников. К тому же ее внедрение — дело небыстрое, ведь придется разработать алгоритм, коэффициенты, согласовать в компании. Однако ГИТ требует проведения индексации уже сейчас, отсюда и участившиеся нарушения.

Начисление зарплаты

Один из самых острых вопросов при проверках связан с зарплатами. Хотя о сроках и порядке начисления зарплаты говорили много раз, это по-прежнему остается очень частым нарушением. На основании ст. 136 ТК РФ сотрудникам необходимо сообщать о составных частях зарплаты, других начислениях, удержаниях и общей сумме. Выплачивать ее обязательно не реже двух раз в месяц, при этом указывать конкретные даты выплат, следовательно, и начислять в эти дни. В практике автора в документах клиентов до сих пор часто встречается фраза «выплата до 10 числа» или «…до 25 числа», а это противоречит закону. Проверяющие посмотрят расчетные и платежные ведомости, справки о различных выплатах. Санкции за нарушения очень серьезные — не только возмещение и выплата процентов, но и штрафы и даже уголовная ответственность. Кстати, в этой связи отметим, что работник может выбрать другую кредитную организацию для перечисления его дохода. В нашей практике было несколько случаев, когда работодатель отказывал в этом сотруднику из-за того, что был заключен партнерский договор с конкретным банком.

Разные зарплаты на одной должности

Часто в ходе проверки инспекторы изучают штатное расписание и трудовые договоры сотрудников на одинаковых должностях, находя в них различия в заработной плате. Между тем это противоречит нормам ТК РФ, ст. 22 которого гласит, что за равный труд должна быть равная оплата. А статья 132 уточняет, от чего зависит зарплата, и запрещает дискриминацию при установлении оплаты. Это в большой части относится, например, к торговым и медицинским представителям, менеджерам по продажам и т.д. Если четко следовать букве закона, то менеджеры в Калининграде, Москве и Иркутске должны получать одинаковую зарплату. Увидев нестыковки, ГИТ может выписать предписание устранить их. Помимо возможного штрафа за нарушение (на основании ст. 5.27 КоАП РФ) компании придется доплатить персоналу за весь период несоответствия. Варианты выхода из этой ситуации есть: например, документально закреплять функциональные различия в трудовых обязанностях сотрудников. Например, один менеджер отвечает за торговые отношения в одном регионе, другой — в соседнем и т.д. Можно также делать различия в том, с какими группами товаров работают люди.

График отпусков

Серьезные риски несет бизнесу система отпусков в компании. ГИТ в ходе каждой плановой проверки проверяет график отпусков. Само отсутствие графика влечет штраф в размере до 50 000 руб., поскольку этого требует ст. 123 ТК РФ, а нарушение трудового законодательства чревато штрафом на основании ст. 5.27 КоАП РФ. А вот непредоставление отпуска грозит таким же штрафом, но уже за каждый случай, то есть за каждого работника. К тому же появилась и еще более серьезная опасность из-за неиспользованных отпусков. По результатам одной из проверок в Москве ГИТ усмотрела в «хвостах» отпусков признаки ст. 127.2 Уголовного кодекса («Использование рабского труда»). Хотя это мнение инспектора не дошло до Следственного комитета, компания не на шутку испугалась: штрафы были немаленькие, а генеральный директор и вовсе уволился по собственному желанию.

Корпоративные автомобили

Очень внимательно надо отнестись к корпоративному автопарку: выдаче служебных автомобилей или компенсации за использование личного авто. ГИТ настойчиво пытается признать водителями всех сотрудников, использующих автомобили компании. Даже если это, например, региональный менеджер по продажам, который не выполняет функции водителя, а только перемещается между клиентами. Если эта тема затрагивает вас, будьте готовы предоставить максимум документов: от справок о прохождении медосмотров до документов, подтверждающих техническую исправность транспорта. Штрафы могут выписать по каждому конкретному нарушению, и они будут суммироваться в зависимости от количества нарушений по каждому работнику. В такой ситуации оспаривать санкции придется уже в суде.

Спецоценка условий труда

Напомним, что 31 декабря 2018 г. завершился пятилетний переходный период, в течение которого специальную оценку условий труда должны были завершить все компании, которые не делали ее раньше. И с 1 января текущего года проверяющие органы могут оштрафовать за это нарушение. Однако те работодатели, которые уже проводят спецоценку, также должны соблюдать правила ее проведения. А с этим как раз не все гладко, и инспекторы часто фиксируют нарушения сроков проведения и ознакомления сотрудников с ее результатами. Например, вы укажете, что с результатами спецоценки ознакомлен весь персонал, а табель учета рабочего времени покажет, что двое из сотрудников в этот день были в отпуске или командировке. Нельзя забывать и про еще одну, небольшую, на первый взгляд, ошибку. Результаты оценки надо размещать на корпоративном сайте компании. Оценивая возможные размеры штрафов, проще будет «с нуля» сделать отдельный простой сайт (если его нет), на котором публиковать данные.

Выдача мыла

Зачастую в корпоративных документах нигде не указаны условия о норме выдачи смывающих и обезвреживающих средств (СОС), в народе называемые «закон о мыле». Напомним, что это обязательное требование Трудового кодекса (ст. 221), и относится оно не только к производственному персоналу, но и к большинству офисных компаний. Просто сотрудникам в офисе не всегда надо его выдавать, как на производстве, а можно обеспечивать его наличие в местах общего пользования. И, несмотря на кажущуюся несерьезность вопроса, относиться к этому требованию закона надо со всей ответственностью.

***

Конечно, это далеко не все нарушения, которые встречаются в ходе проверок, например, немало их в части выполнения требований по охране труда. Так, недавно одно из столичных предприятий оштрафовали на 35 млн руб. Поводом для проверки стал несчастный случай, а при ее проведении выяснилось, что несколько сотен сотрудников не проходили обучение по охране труда.

Но несмотря на внушительное число чек-листов, важно желание своевременно закрывать риски компании. Для начала стоит проверить на сайте ГИТ или Прокуратуры — есть ли компания в списке плановых проверок. На сайте Роструда можно определить категорию риска вашего предприятия, чтобы понять, когда и как часто стоит ждать инспекторов. Кстати, если в назначенный день компания по объективным причинам не может принять проверку, с ГИТ обязательно стоит обговорить возможность переноса их визита на несколько дней. Оценив время, стоит провести аудит документов и процессов, понять проблемы и решить их вовремя, и тогда проверка будет проходить спокойно и без неприятных последствий.