Незаконным перевозчикам древесины не оставят ни единого шанса

| статьи | печать

Минприроды России подготовило законопроект, предусматривающий значительное ужесточение требований к учету древесины, ее транспортировке, хранению и сделкам с ней, введенных в Лесной кодекс РФ в 2014 г. Таким образом ведомство надеется возвести новые барьеры незаконному обороту леса.

Для борьбы с незаконным оборотом древесины, обеспечения прозрачности лесной отрасли с 1 февраля 2014 г. в Лесной кодекс РФ были внесены положения о Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее — ЛесЕГАИС, информационная система). Введение ЛесЕГАИС несколько обуздало аппетиты черных лесорубов, однако не пресекло их деятельность вовсе. Так, на февральском совещании министерства, посвященном развитию биржевых торгов лесоматериалами и пресечению незаконного оборота древесины в РФ, прозвучали следующие цифры: по данным органов исполнительной власти субъектов РФ, в 2018 г. на землях лесного фонда зафиксировано 16 000 фактов незаконных рубок объемом 1,1 млн куб. м, что составляет 0,5% от общего объема заготовки древесины.

Ведомство давно обращает внимание на то, что Лесной кодекс оставляет недобросовестным предпринимателям лазейку, позволяющую уходить от ответственности. Речь идет о так называемом незащищенном сопроводительном документе.

Согласно ч. 1 ст. 50.5 ЛК РФ организации и индивидуальные предприниматели, совершающие сделки с древесиной, обязаны передавать данные о каждой из них в ЛесЕГАИС. Под сделками понимается купля-продажа древесины, в том числе ее импорт и экспорт. Указанная обязанность распространяется не на любые виды древесины, а лишь на те, что попали в специальный перечень (утв. постановлением Правительства от 13.06.2014 № 1047-р). В него входят бревна, балансы, дрова, а также пиломатериалы, шпалы, хлысты и брус.

Помимо передачи отчетности в ЛесЕГАИС у участников «древесного» рынка есть еще одна обязанность — составить сопроводительный документ на перевозку древесины. Данная обязанность лежит на том участнике, который является собственником товара на момент его перевозки. Сведения о сопроводительном документе не вносятся в информационную систему. К сопроводительному документу нет требований по хранению, он не защищен, не обеспечивает прослеживаемость оборота товара от лесосеки до переработки или вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС, а значит, и не является препятствием для легализации незаконно поступившей в оборот древесины. И как показывает практика, нечистоплотные предприниматели, перевозчики древесины охотно используют один и тот же сопроводительный документ на транспортировку древесины неоднократно, подделывают его, используя данные о добросовестно действующих в регионе юридических лицах и ИП.

Проектом федерального закона, разработанного министерством, предлагается положить этому конец.

Законопроектом, в частности, предусматриваются (за исключением случаев, когда собственником древесины является гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем):

  • внесение в ЛесЕГАИС информации о географических координатах и адресах мест складирования древесины, собственниках и иных владельцах мест складирования древесины;

  • внесение в информационную систему сведений об оформлении и о прекращении действия сопроводительных документов на перевозку древесины;

  • обязательность наличия сопроводительного документа в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, при транспортировке древесины любым видом транспорта;

  • запрет на разгрузку и хранение древесины до предоставления в ЛесЕГАИС сведений о прекращении действия сопроводительного документа, в соответствии с которым осуществлялась перевозка древесины.

Общественное обсуждение законопроекта продлится до 15 апреля. ID документа на портале regulation.gov.ru — 02/04/03-19/00089932.