Изменились правила оплаты исполнительского сбора в отдельных случаях

| статьи | печать

В целях защиты ипотечных заемщиков внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Речь идет о Федеральном законе от 06.03.2019 № 24-ФЗ. Теперь исполнительский сбор не будут взыскивать с должников, проходящих реструктуризацию ипотечного жилищного кредита в соответствии с правительственными программами помощи отдельным категориям заемщиков.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 06.03.2019 № 24-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“» (далее — Закон № 24-ФЗ). В нем предусмотрены поправки, касающиеся правил оплаты исполнительского сбора, а также прекращения исполнительного производства для ипотечных заемщиков. Они вступят в силу с 17.03.2019.

В Законе № 24-ФЗ предусмотрено, что при солидарном взыскании задолженности с нескольких должников в пользу одного взыскателя приставы будут взыскивать исполнительский сбор тоже солидарно. В прежней редакции было указано, что исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников. Из-за этого солидарным должникам приходилось платить исполнительский сбор в двойном размере. Например, часто заемщиками под залог квартиры выступают оба супруга, они получали исполнительные листы на сумму долга в двойном размере, и исполнительский сбор составлял уже не 7%, а 14% на семью. Позже суды пришли к выводу, что, несмотря на сформулированное правило в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать 7% от суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу, предусматривающему солидарное взыскание (Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 1, утв. Президиумом ВС РФ 13.04.2016).

Предусмотрен еще один случай, когда исполнительский сбор не взыскивается. В частности, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством РФ, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа). Так, Конституционный суд РФ неоднократно определял, что исполнительский сбор представляет собой меру штрафного характера, а не обязанность возмещения расходов по совершению исполнительных действий (см. постановление КС РФ от 30.07.2001 № 13-П, Определение КС РФ от 01.04.2008 № 419-О-П). Поэтому такая санкция не должна распространяться на должников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проводящих реструктуризацию долга совместно с кредитором, иногда с участием государства — в рамках реализации государственных программ помощи заемщикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. То есть за счет бюджетных средств, выделяемых на помощь гражданам. Сейчас же в этом случае пристав предъявляет постановление о взыскании 7% исполнительского сбора от всей суммы задолженности или стоимости имущества, на которое было обращено взыскание.

Также Законом № 24-ФЗ дополнен перечень случаев, когда пристав должен прекратить исполнительное производство. Речь идет о прекращении обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем.

Цитируем документ

Если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является принадлежащее залогодателю — физическому лицу жилое помещение, переданное в ипотеку в обеспечение исполнения заемщиком — физическим лицом обязательств по возврату кредита или займа, предоставленных для целей приобретения жилого помещения, обязательства такого заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем прекращаются, когда вырученных от реализации предмета ипотеки денежных средств либо стоимости оставленного залогодержателем за собой предмета ипотеки оказалось недостаточно для удовлетворения всех денежных требований кредитора-залогодержателя, с даты получения кредитором-залогодержателем страховой выплаты по договору страхования ответственности заемщика и (или) по договору страхования финансового риска кредитора.

Пункт 5 ст. 61 Федерального закона от 16.07.98 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»