Новости («Малая бухгалтерия», № 6, 2018 г.)

| статьи | печать

Откорректирован порядок расчета имущественных налогов

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ внес изменения в ст. 52 НК РФ. Они касаются перерасчета транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Поправки во вторую часть НК РФ затронули главы 30 «Налог на имущество организаций», 31 «Земельный налог», 32 «Налог на имущество физических лиц» и связаны в основном с порядком исчисления налогов при изменении кадастровой стоимости имущества.

Так, уточнен порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости, предусмотренный п. 2 ст. 375 НК РФ. С 1 января 2019 г. налоговая база по таким объектам будет рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Кроме того, в новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, посвященный порядку определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.

Если кадастровая стоимость изменилась из-за корректировки качественных и (или) количественных характеристик объекта, то это учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если изменения кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, информация об измененной кадастровой стоимости, внесенная в ЕГРН, учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения новых данных об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок используется в случае:

— уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2019 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим так же с 1 января 2019 г.

Отметим, что аналогичные новации предусмотрены и для земельного налога. Соответствующие изменения содержатся в п. 1.1 ст. 391 НК РФ.

Со следующего года ставка НДС увеличится на 2%

Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ изложил в новой редакции п. 3 ст. 164 НК РФ. Согласно ей с 1 января 2019 г. ставка НДС будет составлять 20% (сейчас она равна 18%).

Также со следующего года придется уплатить налог по ставке 20% в том случае, когда налогоплательщик документально не подтвердит правомерность использования нулевой ставки НДС (абз. 3 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Откорректировано и значение расчетной ставки НДС. С 1 января 2019 г. налог нужно будет рассчитывать по ставке 16,67% (сейчас используется ставка 15,25%). Это нововведение коснется:

— налогоплательщиков, реализующих предприятие в целом как имущественный комплекс (п. 4 ст. 158 НК РФ);

— иностранных организаций при оказании услуг в электронной форме через интернет (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

Масштабные поправки Налогового кодекса

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес изменения в первую и вторую части Налогового кодекса. Новации в первой части НК РФ касаются:

— консолидированной группы налогоплательщиков;

— камеральных проверок деклараций по НДС;

— повторной выездной проверки по уточненной декларации;

— представления документов в рамках проверок;

— дополнительных мероприятий налогового контроля;

— налоговой тайны;

— контролируемых сделок.

В части второй Налогового кодекса изменения затронули главы:

— 21 «Налог на добавленную стоимость» (экспортные операции, налоговые вычеты, заявительный порядок возмещения налога);

— 22 «Акцизы» (документальное подтверждение вывоза товаров за пределы территории РФ, обоснованности освобождения от уплаты акциза, возмещения сумм акциза);

— 25 «Налог на прибыль организаций» (порядок установления пониженных ставок налога субъектами РФ);

— 25.3 «Государственная пошлина» (пошлины, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности);

— 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— 26.5 «Патентная система налогообложения» (технические поправки, связанные с изменением наименования закона о ККТ);

— 30 «Налог на имущество организаций» (исключение движимого имущества из объекта налогообложения).

На последней поправке остановимся подробнее, так как она касается большинства организаций. С 1 января 2019 г. полностью выводится из-под налогообложения движимое имущество. Для этого из ст. 374 НК РФ исключено упоминание о данном виде имуществе. Таким образом, со следующего года движимое имущество в принципе не будет признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций.

Кроме того, в абз. 1 п. 2 ст. 374 НК РФ уточнено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Со следующего года утратят силу:

— подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;

— п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;

— п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;

— п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Следует сказать, что из п. 1 ст. 381.1 НК РФ исключена ссылка на п. 25 ст. 381 НК РФ. Таким образом, со следующего года власти субъектов РФ могут вводить налоговые льготы только в отношении имущества, указанного в п. 21 и 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) ст. 381 НК РФ.

А Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-ФЗ продлил до 2024 г. срок применения ставки в размере 3% в части федерального бюджета, 17% — в части бюджетов субъектов РФ. Соответствующее уточнение внесено в п. 1 ст. 284 НК РФ.

Новации для страховых взносов

Федеральный закон от 03.08.2018 № 300-ФЗ откорректировал отдельные положения главы 34 НК РФ. Так, внесены изменения в п. 10 ст. 427 НК РФ. Сейчас согласно этой норме Кодекса право на применение пониженных тарифов страховых взносов имеют плательщики, указанные в подп. 11—13 п. 1 ст. 427 НК РФ. Это организации и ИП, получившие:

— статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (подп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ);

— статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (подп. 12 п. 1 ст. 427 НК РФ);

— статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (подп. 13 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Со следующего года п. 10 ст. 427 НК РФ будет регулировать правила применения пониженных тарифов только для организаций и ИП, указанных в подп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ. А правила применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 12 и 13 п. 1 ст. 427 НК РФ перенесены в новый п. 10.1 ст. 427 НК РФ.

Кроме того, внесены изменения в подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ. С 1 января 2019 г. не будут облагаться страховыми взносами стоимость проезда неработающих членов семьи «северных» работников (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работниками) и стоимость провоза ими багажа. Также не будут начисляться взносы на стоимость проезда или перелета неработающих членов семьи работника в отпуск за пределы РФ (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанную от места отправления до границы или международного аэропорта.

Незаконные азартные игры: ответственность усилена

Федеральным законом от 29.07.2018 № 237-ФЗ внесены значительные поправки в КоАП РФ. Они предусматривают не только увеличение уже существующих штрафов за нарушения в области игорного бизнеса, но и введение новых санкций.

Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ штраф в размере от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. с конфискацией игорного оборудования теперь предусмотрен за организацию и (или) проведение азартных игр:

— с использованием оборудования вне игорной зоны;

— без получения лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны;

— без полученного разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;

— с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) или средств связи (в том числе подвижной связи), за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах.

Кроме того, введена административная ответственность за:

— предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр (на основании ч. 1.1 и 1.2 ст. 14.1.1 КоАП РФ штраф составит от 800 тыс. руб. до 1 млн руб., а за повторное нарушение — от 1,5 до 2 млн руб.);

— нахождение лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении (на основании ч. 5 ст. 14.1.1 КоАП РФ для компании штраф составит от 300 до 500 тыс. руб., а для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.).

Изменения в КоАП РФ начали действовать с 10 августа 2018 г.

Кроме того, с этой же даты вступила в силу новая ст. 171.2 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Ее ввел в УК РФ Федеральный закон от 29.07.2018 № 227-ФЗ.

Основания для привлечения к уголовной ответственности те же, что и перечислены в ч. 1, 1.1 и 1.2 ст. 14.1.1 КоАП РФ. Размер санкций зависит от степени вины и состава виновных лиц.

Например, наказание по данной норме возможно в виде штрафа от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничения свободы на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Если же правонарушение совершено группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, штраф увеличивается и составляет от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. или взимается в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо виновный наказывается лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Валютное законодательство откорректировано

Как известно, валютные операции между резидентами запрещены. Исключения перечислены в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральный закон от 29.07.2018 № 247-ФЗ включил в этот перечень операции, предусматривающие перевод иностранной валюты с открытых в уполномоченных банках счетов резидентов, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством РФ открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством РФ правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов, на счета, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), либо на счета, открытые в уполномоченных банках федеральным государственным органам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Изменения начали действовать с 30 августа 2018 г.

Кроме того, с 10 августа 2018 г. вступила в силу новая редакция ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Поправки внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ.

Законодатели расширили список случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, дополнив указанную норму новым подп. 11. Это стало возможным при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами международной электросвязи, в том числе если расчеты между ними осуществляются с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Международного союза электросвязи.

Арест имущества компаний

Федеральный закон от 03.08.2018 № 298-ФЗ ввел в КоАП РФ новую ст. 27.20 «Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Изменения вступили в силу с 14 августа 2018 г.

Данная статья применяется в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Напомним, что эта норма Кодекса предусматривает ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Обеспечение выражается в аресте имущества юридического лица, допустившего такой административный проступок. Арест имущества заключается в запрете провинившейся организации распоряжаться арестованным имуществом, а при необходимости — в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом. При этом допускается арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, если у компании отсутствует иное имущество.