1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 28

Переводной аккредитив разрешат для экспортных операций

Изменения в ст. 19 и 23 Федерального закона 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» разрешат использование переводных (трансферабельных) аккредитивов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Соответствующий законопроект подготовил Минфин России.

Проект закона, направленный на обеспечение возможности использования резидентами при проведении валютных операций с нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности такой формы расчетов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы, размещен на портале regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/07-18/00082341).

Как отмечают разработчики в пояснительной записке, в настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляемые через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый договор (контракт), гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Этому требованию полностью отвечает переводный (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: и иностранного покупателя, и российского посредника, и российского поставщика экспортного товара.

При такой схеме расчеты по экспорту осуществляются следующим образом. Иностранный покупатель (нерезидент) открывает аккредитив в иностранном банке (он же исполняющий банк по аккредитиву). Иностранный банк на основании заявления российского получателя средств (посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, являющегося первым получателем средств по аккредитиву) может перевести основную сумму контракта непосредственно на счет российского производителя экспортной продукции (второго получателя средств по аккредитиву). Посредник-экспортер получает на свой счет сумму комиссионного вознаграждения.

Исполняющим банком может быть и российское кредитное учреждение, если его уполномочит на это иностранный банк — эмитент. В этом случае вся сумма денежных средств, получаемая от нерезидента в соответствии с условиями внешнеторгового договора, может зачисляться на счет российского банка, который становится исполняющим банком по аккредитиву. А уже с его счета выручка будет перечисляться в соответствующих суммах, предусмотренных условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, напрямую на счет резидента — российского экспортера и/или на счет второго получателя. Соответственно, и здесь посредник получит свое комиссионное вознаграждение.

Какой бы вариант из приведенных не был бы выбран, вмешивается одно «но». Использованию данного алгоритма действий в настоящий момент мешает то, что «недопоступление» валюты на счета резидента-экспортера формально нарушает требования ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о репатриации выручки в полном объеме. Изменениями, которые Минфин предлагает внести в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, использование переводных (трансферабельных) аккредитивов в ходе валютных операций между резидентами и нерезидентами будет легализовано.

Как отмечает Минфин в оправдание своей инициативы, взимание банковской комиссии обусловлено в том числе обычаями делового оборота и не может быть признано неправомерным. Напротив, принятие предлагаемых законопроектом положений повысит гарантии получения выручки российскими поставщиками, обеспечит сближение условий ведения бизнеса в Российской Федерации со сложившейся международной практикой и полностью будет соответствовать обычаям делового оборота в сфере внешнеэкономической деятельности.

Нельзя не отметить и корреспондирующие изменения в административное законодательство, которые Минфин России планирует в связи с вышеописанной новацией. Проектом, опубликованным под ID 02/04/07-18/00082338, предусматривается изложение диспозиции ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции. Она предполагает установление ответственности для резидента, являющегося получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива за непоступление иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации в срок, превышающий 30 календарных дней от срока, установленного в заключенных с нерезидентом внешнеторговых договорах (контрактах), на свои банковские счета в уполномоченных банках и/или на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств (вторых получателей средств).