Верховный суд разъяснит перевозчикам нюансы законодательства и судебной практики

| статьи | печать

Актуальные вопросы практики применения законодательства об автомобильных перевозках намерен разъяснить Верховный суд РФ. 19 июня Пленум ВС РФ рассмотрел проект соответствующего постановления. В ходе обсуждения представитель Минюста высказал некоторые претензии к документу, преимущественно технического характера. Для окончательной доработки проект передан в редакционную комиссию ВС РФ.

Проект постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее — Проект) обобщает судебную практику последних лет и призван установить определенность и предсказуемость правоприменения в данной сфере. Познакомим читателя с наиболее интересными положениями документа. Он разбит на пять тематических частей.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Верховный суд РФ напоминает, что в части, не урегулированной специальными законами1, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей».

Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается проездным билетом и багажной квитанцией. Однако отсутствие, неправильность или утрата билета или квитанции не является основанием для признания договора незаключенным или недействительным. Наличие между сторонами договорных отношений в таких случаях может подтверждаться и иными доказательствами. Кроме того, ВС РФ отмечает, что требования перевозчика о плате за оформление билета являются неправомерными. Такую плату может взимать только агент, если он участвует в заключении договора (п. 5, 6 Проекта).

Верховный суд напоминает (п. 10 Проекта), что перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира, а за просрочку доставки должен заплатить неустойку в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки. При этом такая неустойка является штрафной санкцией, то есть обязанность по ее оплате сохраняется даже при возмещении убытков.

Из пункта 11 Проекта вытекает, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда. Например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах. Освобождение перевозчика от ответственности возможно исключительно при наличии объективно чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, например таких, как стихийное бедствие.

Транспортные агрегаторы также могут отвечать за причиненный пассажиру при перевозке вред. Ответственность наступает в двух случаях (п. 19):

  • либо агрегатор заключил договор от своего имени;

  • либо потребитель, исходя из информации на сайте агрегатора и иных обстоятельств, мог посчитать, что заключает договор перевозки напрямую с агрегатором.

При утрате багажа перевозчик возмещает пассажиру его полную стоимость, а при порче — сумму, на которую понизилась стоимость груза. При этом если пассажир при передаче багажа перевозчику не объявил его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что размер таких убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В таком случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела и исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательств (п. 13 Проекта).

Как считает высшая судебная инстанция, компании и ИП, которые осуществляют перевозки для собственных нужд, должны соблюдать обязанности лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Например, проводить предрейсовые медосмотры водителей, что предусмотрено ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 3 Проекта).

Договор перевозки груза

Договор перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Но он не становится недействительным и незаключенным только из-за того, что накладную не оформили, потеряли либо неправильно заполнили. Наличие договорных отношений можно подтвердить иными доказательствами (п. 21 Проекта).

Перевозчик не обязан проверять правильность, полноту и достоверность документов, которые нужны для перевозки грузов. Если его привлекут к ответственности за отсутствие необходимых сопроводительных документов (например, оштрафуют), грузоотправитель по общему правилу обязан возместить ему убытки (п. 22 Проекта).

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза из-за ненадлежащей упаковки. Впрочем, ВС РФ выделяет три случая, в которых перевозчик пострадает из-за поврежденной упаковки:

  • если он принял на себя обязанность упаковать перевозимый груз;

  • в момент принятия груза недостатки упаковки были настолько явными, что не заметить их было невозможно;

  • перевозчику было известно о повреждении упаковки, но он не сделал соответствующих оговорок в накладной (п. 23 Проекта).

Неустойка за просрочку доставки груза, предусмотренная Уставом автомобильного транспорта, является штрафной. Ее взыскивают, даже если перевозчик возместил клиенту убытки (п. 25 Проекта).

Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора

ВС РФ в п. 27 Проекта приводит открытый перечень признаков экспедитора как договорного перевозчика:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;

  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку, и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;

  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза на основании п. 2 ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», только если он сам перевозил груз или если выписал свой транспортный документ (либо иным образом гарантировал сохранную доставку груза), то есть выступил в качестве договорного перевозчика).

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 28 Проекта).

Претензии и споры

Перевозчику не стоит игнорировать претензию, если она не соответствует требованиям закона или не содержит необходимых документов. Иначе в суде нельзя будет заявить о том, что истцом не соблюден обязательный претензионный порядок (п. 34 Проекта).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год. На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (п. 31 Проекта).

Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска. В таком же порядке исчисляется срок исковой давности по требованию экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но отвечающего за сохранную перевозку наряду с перевозчиком.

Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту. (п. п. 32,34 Проекта).

1 ГК РФ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.