1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 49

Фармацевтический рынок вырос на 8% за 2017 г.

По данным DSM Group объем фармацевтического рынка в 2017 г. составил 1629 млрд руб., что на 8% выше показателя 2016 г. При этом в долларах и евро также наблюдается рост, впервые за три года. Девальвация рубля 2014—2016 гг. приводила к тому, что динамика в иностранных валютах была отрицательная. Наиболее заметное снижение было отмечено в 2015 г., когда курс рубля по отношению к иностранным валютам существенно упал.

Из положительных тенденций эксперты отметили прирост рынка в натуральном выражении, причем он сравним с динамикой в стоимостном выражении. Таким образом, фактор роста цен в увеличении объема рынка практически отсутствует. На первый план в 2017 г. вышло повышение фактического потребления лекарственных средств, то есть рост в упаковках.

На долю «государства» (объем рынка, обеспеченный государственными деньгами — льготное лекарственное обеспечение и госпитальные закупки) приходится около 32% объема рынка лекарств (с учетом парафармацевтики доля чуть ниже — 27%). В 2017 г. доля государственных затрат в потреблении ЛП выросла на 1%. В 2016 г. она составляла 31,2%. Сильнее всего (на 17%) выросли закупки лекарственных препаратов для лечебно-профилактических учреждений — до 260 млрд руб. На 7% была увеличена закупка лекарств для льготных категорий за счет федеральных средств — до 115 млрд руб. Объем финансирования региональных льготников составил 72 млрд руб., что на 2% выше показателя 2016 г.

Динамика коммерческого сегмента лекарств в последние несколько лет уже не превышает 10%. За 2017 г. через аптечную сеть было реализовано 5066 млн упаковок лекарств на сумму 941 млрд руб. (в розничных ценах). Это на 6,5% выше, чем в 2016 г., в стоимостном выражении и на 3,5% — в натуральном. Положительная динамика в упаковках в 2017 г. свидетельствует об улучшении покупательской способности населения и о снижении влияния финансово-экономических факторов на фармацевтический рынок. Прирост рынка в рублях ниже, чем в 2016 г. (8,3% к показателю 2015 г.). На это повлиял в том числе и низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, который не привел к росту спроса на «сезонные» препараты.

За 2017 г. доля оригинальных препаратов составила 36% в стоимостном выражении и 12% — в натуральном. При этом относительно 2016 г. доля продолжает сокращаться по обоим показателям. Сильнее всего переключение отмечено в госсегменте — около 3% в денежном выражении. В аптечных продажах аналогичный показатель составляет около 1%. Но если потребитель переключается в основном на брендированные генерики, то в госзакупках растут объемы и генериков, реализуемых по МНН (Международное непатентованное наименование).

Доля лекарств импортного производства в целом на рынке по итогам 2017 г. составила 70% в деньгах и 38% в упаковках. Аналитики DSM Group обратили внимание, что доля импортных препаратов сокращается, тогда как отечественные лекарства увеличивают свой вес на рынке. Импортозамещение в большей мере заработало в сегменте госзакупок — +2% к доле 2016 г.

В коммерческом сегменте доля отечественных препаратов растет более медленными темпами (+0,5%).

Практически 50% рынка как в деньгах, так и в упаковках, находится под ценовым регулированием, то есть препараты входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В госсегменте лекарства из данного списка преобладают — около 80%. В аптеках реализуются больше позиций, не входящих в ЖНВЛП, — около 65% в стоимостном выражении.

«Фармацевтический рынок за 2017 г. показал стабильность в нестабильных условиях. Ситуация напоминает спящий вулкан, должно рвануть, но когда — никто не знает. Отсутствие роста доходов населения, законодательные инициативы — все это неблагоприятно сказывалось на рынке», — отметил эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, в настоящее время разрушились иллюзии незыблемости столпов фармацевтического рынка, как в России, так и за рубежом. Привычные участники рынка покинули не только рейтинги, но и фармацевтический рынок. Такая ситуация на рынке демонстрирует нам, насколько быстро меняется среда, и нужно постоянно изменяться, соответствовать современным условиям рынка.

Главной задачей как было, так и остается обеспечение населения доступными и современными лекарственными препаратами. И это входит в противоречие с развитием фармацевтической промышленности. На производстве дешевых генериков сложно развиваться и инвестировать. Поэтому продолжается поиск баланса, чтобы и у пациента лекарства были, и промышленность развивалась.