1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 84

Минэкономразвития упрощает проведение комплексных кадастровых работ в России

Разрешить кадастровым инженерам проводить комплексные кадастровые работы при отсутствии утвержденного проекта межевания территории и дать им возможность использовать технические паспорта и оценочную документацию намерены российские власти. Правительство РФ одобрило и внесло в нижнюю палату парламента проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О кадастровой деятельности“ и Федеральный закон „О государственной регистрации недвижимости“» (номер документа в электронной базе Госдумы — 441858-7).

Из почти 60 миллионов земельных участков, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, практически половина к 2014 г. не имела точных границ. Для обеспечения наиболее эффективного исполнения госпрограммы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014—2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903), в российское законодательство было включено такое понятие, как комплексные кадастровые работы (далее — ККР).

ККР должны выполняться одновременно в отношении всех расположенных на территории кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. Результаты ККР позволяют упростить процедуру оформления прав на земельные участки, исправить реестровые ошибки в местоположении границ объектов недвижимости, повысить собираемость земельного налога и арендных платежей с учетом более эффективного управления территориями, сократить количество земельных споров, а также защитить права собственников земельных участков.

В 2017 г. комплексные кадастровые работы проведены в трех пилотных регионах — Республике Тыва, Белгородской и Астраханской областях. В 2018 г. такие работы ведутся еще в ряде российских регионов.

Накопленный за время проведения пилотных проектов по проведению ККР опыт, позволил Минэкономразвития России выделить ряд проблем, мешающих полноценному применению ККР. Так, отмечают в ведомстве, в настоящее время ч. 3 ст. 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено, что наличие утвержденного проекта межевания территории является необходимым условием для выполнения ККР.

Вместе с тем согласно вступившим в силу в 2017 г. поправкам в Градостроительном кодексе РФ проект межевания территории разрабатывается лишь в некоторых случаях:

  • если необходимо изъятие земельных участков в связи с размещением объекта капстроительства;

  • если необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

  • если необходимо образование земельных участков, при котором наличие проекта межевания установлено законом;

  • если объект капитального строительства планируется разместить на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу;

  • если планируются строительство или реконструкция линейного объекта.

Таким образом, возникает коллизия: если участки не попадают в число вышеперечисленных, такое необходимое условие для проведения ККР, как наличие утвержденного проекта межевания территории, попросту не может быть соблюдено. Законопроектом предлагается данное условие из соответствующих норм федеральных законов «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости» исключить.

Для облегчения и ускорения процедуры комплексных кадастровых работ законопроектом также предлагается установить возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и иной документации, ранее подготовленной органами и организациями технического учета и технической инвентаризации. А органам государственной власти и местного самоуправления, которые являются заказчиками комплексных кадастровых работ, будет предоставлено право на бесплатное получение копий данных документов.

Прикрепленные файлы: