1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 171

Помощника судьи прописали в кодексах

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на унификацию процессуального законодательства, внесен Президентом РФ и зарегистрирован в электронной базе данных нижней палаты парламента под № 426094-7.

Статус помощника судьи и его роль в процессе будут закреплены в процессуальных кодексах Российской Федерации благодаря внесенному в Госдуму президентскому законопроекту. В нем же содержатся и некоторые новеллы, которые позволят обеспечить максимальную прозрачность и открытость при вынесении судебных решений и ускорить судопроизводство.

Процессуальный статус помощника судьи ныне прописан лишь в Арбитражном процессуальном кодексе (ст. 58 АПК РФ). Аналогичные положения (вместе с корреспондирующими изменениями) предлагается включить в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства. Для этого кодексы будут дополнены ст. 47.1 и 52.1 соответственно.

После принятия закона помощник и в гражданском, и в административном процессе будет на законных основаниях оказывать помощь судье в подготовке и организации судебного процесса, участвовать в подготовке проектов судебных актов, вести протокол судебного заседания, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами.

Кстати, что касается фиксирования. Проект разрешает использование аудиозаписи судебных заседаний не только в арбитражном разбирательстве, но и в судебных заседаниях по гражданским и уголовном делам (если речь не идет о закрытом заседании) в судах первой и апелляционной инстанций. Также предусмотрена возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты аудиозаписи.

Упрощению и ускорению процедур судопроизводства поспособствует и еще одна новелла. Она предполагает возможность перехода из предварительного судебного заседания в основное при условии отсутствия препятствующих этому обстоятельств. Это новшество коснется гражданских и административных дел.

Также при подготовке законопроекта учтена рекомендация Комитета министров Совета Европы от 13.10.94 № R(94)12 «О независимости, эффективности и роли судей», в соответствии с которой на порядок распределения судебных дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любых лиц, заинтересованных в исходе данного дела. Поэтому проект закона определяет в качестве основного способа формирования состава суда использование автоматизированной информационной системы. И лишь в случае невозможности ее использования формирование состава суда может быть осуществлено иным способом, который исключит влияние на этот процесс заинтересованных лиц.